Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на 3 квартал 2020 года

Эксперт: Страхование ответственности принято, теперь надо решать вопрос с «перезастрахованностью» груза

2 апреля 2020 г.14:49

Эксперт: Теперь надо решать вопрос с «перезастрахованностью» груза

yandex.ru

Две недели назад перевозчики и экспедиторы получили законодательно прописанное право страховать свою ответственность. Этого они ждали чуть ли не больше 10 лет. Теперь, отмечают в FM Logistic, необходимо решить другие вопросы, в том числе связанные с «перезастрахованностью» рынка.

«Сам факт того, что в законодательство внесли поправки, подтверждающие, по сути, легальный статус страхования ответственности перевозчика и экспедитора, для наших клиентов ничего не меняет, — говорит Эдуард Миронов, директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic. — Наши транспортные партнеры и так уже более шести лет оформляют страхование ответственности. Мало того, наличие таких полисов — обязательное условие для работы с нашей компанией».

Страхование ответственности, подчеркивает Эдуард Миронов, и прежде было востребованной для рынка услугой, несмотря на существовавший риск признания договора недействительным. Тем более что этот риск можно было значительно уменьшить выбором добросовестного, зарекомендовавшего себя страховщика.

Отметим: проблемы со страхованием ответственности возникали из-за того, что ни в одном законодательном акте его возможность для перевозчиков и экспедиторов не оговаривалась, в то время как в 932-й статье Гражданского кодекса указывается, что страхование ответственности за нарушение договора допускается только в случаях, предусмотренных законом.

Именно на эту статью ссылались недобросовестные страховщики, когда при наступлении страхового случая, дабы избавиться от необходимости выплат, пытались признать заключенный договор недействительным.

То, что теперь в закон о транспортно-экспедиционной деятельности и в Устав автомобильного транспорта внесли положения, дающие экспедитору и перевозчику право застраховать риск своей ответственности за нарушение договора, означает, что таких попыток больше не должно быть.

Несмотря на такие проблемы, указывает Эдуардов Миронов, транспортно-экспедиционные компании не могли отказаться от страхования ответственности, например, в пользу просто страхования грузов.

«Нам не подходит вариант страхования грузов, — говорит директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic, — поскольку он накладывает дополнительные обязанности по проверке того, действительно ли конечный перевозчик застраховал товар по конкретной перевозке, застраховал его именно на полную стоимость и вовремя оплатил страховую премию. При оплате страховой премии раз в месяц, раз в квартал или раз в год велик риск того, что конкретная перевозка не будет отражена в реестре и страховая премия по ней не будет оплачена».

Вместе с тем полисы страхования ответственности тоже нуждаются в тщательной проверке, потому что, бывает, они заключаются на таких условиях, которые, по сути, делают их неработающими. Принятые поправки подобные проблемы, естественно, не решают.

«За время работы мы видели много вариантов квази-полисов, где, например, указывались огромные франшизы (до 1,5 млн. рублей), а в примечаниях — условие, диктующее обязательное присутствие охранника в кабине транспортного средства при стоимости груза от 1,5 млн. рублей, — уточняет Эдуард Миронов. — По факту такой полис действует, однако невыполнение условия по охране делает его неработающей бумажкой».

Именно поэтому сейчас, после того как необходимые изменения, наконец-то, внесены в законодательство, транспортно-экспедиционные компании выступают за то, чтобы разработать единые правила страхования ответственности и стандарты оказания такой услуги. На данный момент с этой целью уже создан специальный экспертный совет, в который вошли представители как транспортных, так и страховых компаний.

«Мы полагаем, что следующим необходимо решить вопрос с «перезастрахованностью» груза, — добавляет Эдуард Миронов. — Потому что зачастую получается так, что один и тот же груз, по сути, страхуется несколько раз. Так, сам собственник страхует свой груз, экспедиторская компания, оказывающая услуги по его доставке, страхует свою ответственность и конечный перевозчик, чтобы защититься от суброгационных требований страховых компаний грузовладельца или экспедитора, страхует ответственность или груз. В итоге, такое тройное страхование, безусловно, закладывается в стоимость для конечного потребителя».

Эту ситуацию, подчеркивает директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic, тоже надо прорабатывать на законодательном уровне.