Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на весь 2019 год

До конца года в области дорожного хозяйства должно быть утверждено 85 новых национальных стандартов

31 июля 2019 г.11:42

До конца года в области дорожного хозяйства должно быть утверждено 85 новых национальных стандартов

Росавтодор

До конца 2019-го года в области дорожного хозяйства должно быть утверждено 85 новых национальных стандартов. Об этом доложил заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Евгений Носов в рамках заседания научно-технического совета Росавтодора, посвященного вопросам научно-технической политики и совершенствования нормативно-правовой базы в дорожной отрасли.

По словам Евгения Носова, формирование единой технической политики на всех уровнях управления автомобильными дорогами в стране — одна из приоритетных задач, стоящих сейчас перед Росавтодором.

«В последние годы мы уделяем пристальное внимание совершенствованию нормативно-правовой базы. Благодаря продуктивной работе представителей научной и отраслевой среды, Минтранса, Росавтодора, Госкомпании «Автодор», технического комитета ТК №418 «Дорожное хозяйство» можно говорить о наступлении пика работы по формированию отраслевой системы стандартизации, — сказал он. — За последние 5 лет разработано и утверждено более 250 новых нормативных документов. Введенные в действие и разрабатываемые в настоящее время регламентирующие требования в первую очередь будут нацелены на то, чтобы обеспечить правовую основу для применения новых материалов и методов дорожного строительства».

Евгений Носов также подчеркнул, что не менее масштабная работа по стандартизации предстоит в ходе реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В соответствии с ним до 2023-го года необходимо обновить или разработать заново порядка 245 различных стандартов. Решение этого вопроса, как отметил заместитель главы Росавтодора, крайне важно для столь глобального проекта, направленного на то, чтобы вывести региональную дорожную сеть России на принципиально новый уровень, обеспечив безопасными и качественными автомобильными дорогами 104 крупнейшие в России городские агломерации.

Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», реализация которого рассчитана до конца 2024-го года, предусматривает увеличение к этому времени доли дорог в агломерациях в нормативном состоянии с 42% до 85%, доли аналогичных дорог регионального значения — с 42,4% до 50,9%.

В свою очередь, председатель Технического комитета по стандартизации ТК №418 «Дорожное хозяйство», президент Ассоциации «Росасфальт» Николай Быстров подвел итоги нескольких лет работы комитета и заострил внимание на вопросах, которые нуждаются в разрешении в ближайшее время.

Если в 2003-м году, по его словам, 90% всей нормативно-технической базы, которая регламентировала дорожное строительство и ремонт, были сформированы без участия отраслевого сообщества, то сейчас ситуация кардинально изменилась: 95% документов проходит через рассмотрение в ТК №418 и лишь 5% рассмотрены в смежных технических комитетах.

«Первые три стандарта, которые прошли через ТК №418, были разработаны в 2003-м году. Затем, в период с 2005-го по 2011-й год, их число увеличилось до 19, но всплеск развития стандартизации наступил в том же 2011-м году — со вступлением в силу Технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог». В этот период с 2011-го по 2018-й [год] было принято 309 регламентирующих документов. С моей точки зрения, принятие Техрегламента ТР ТС — это реальное историческое событие, которое положило начало формированию новой современной нормативной базы, созданной в сверхсжатые сроки благодаря колоссальным усилиям Минтранса, Росавтодора и дорожного сообщества», — отметил Николай Быстров.

Во время заседания также было подчеркнуто, что с 1-го сентября 2025-го года согласно положениям федерального закона №162  о стандартизации в работе по созданию проектно-сметной документации можно будет использовать только те виды нормативных документов, которые обозначены в текстах закона №184 «О техническом регулировании» и самого закона №162 «О стандартизации».

Таким образом, применение таких документов как ОДН, ОДМ, ВСН, ОСТ, РСН и пр. станет невозможным.

Поэтому ближайшая задача — провести анализ и определить количество документов, которые до 2025-го года необходимо перевести в ГОСТ Р и ПНСТ. «Нельзя тянуть с этим процессом, иначе в дальнейшем могут возникнуть проволочки при согласовании проектно-сметной документации, если там будут содержаться ссылки на ОДМы, ОДНы и др. подобные документы», — отметил Николай Быстров.

Еще одно важное предложение, озвученное в рамках заседания, — увеличение срока действия предварительных национальных стандартов до 5 лет. В настоящее время он ограничен 3 годами.

По словам членов Научно-технического совета Росавтодора, это необходимо для обеспечения мониторинга применения стандартов: это — требование, которое закреплено существующим законодательством, но не всегда выполняется в установленное время, в том числе из-за сроков попадания того или иного ПНСТ в проектно-сметную документацию, сроков ее экспертизы и сроков проведения конкурсных мероприятий.

Чтобы поменять ситуацию, Научно-технический совет принял решение обратиться в Росстандарт с инициативой о внесении изменений в законодательство о техническом регулировании и стандартизации.