Для развития Северного морского пути: в порту Архангельска построят новый глубоководный морской район
2 октября 2023 г.15:06
commons.wikimedia.org
В порту Архангельска создадут новый глубоководный морской район для строительства нового терминала. Это следует из Комплексного плана развития Архангельского транспортного узла до 2035-го года, утвержденного сегодня Правительством РФ. Планом также предусмотрено строительство новых подъездных путей к порту — как автомобильных, так и железнодорожных, а также модернизация железнодорожной станции «Соломбалка» и капитальный ремонт автодорожных мостов. Считается, что все это будет способствовать развитию Северного морского пути, который сейчас является наиболее независимым от влияния санкций.
«Правительство продолжает работу над созданием инфраструктуры в Арктической зоне для развития Северного морского пути — важнейшего транспортного коридора национального и мирового значения. Распоряжение, утверждающее Комплексный план развития Архангельского транспортного узла до 2035-го года, подписал председатель Правительства Михаил Мишустин», — говорится на сайте Кабинета министров.
В целом, принятый план содержит несколько различных направлений. Одно из них — строительство нового терминала в порту Архангельска проектной мощностью 25 млн. тонн в год.
Правда, на такую мощность терминал должен выйти только к 2040-му году, в то время как запустить его намерены в 2031-м году.
Как уточнили в пресс-службе Правительства РФ, в следующем году инвесторы и Правительство региона должны представить в «Росморречфлот» инвестиционную декларацию, а в 2025-2026 годах — завершить разработку проектной документации и приступить к непосредственному строительству.
При этом специально для нового терминала в порту планируют создать новый глубоководный морской район. Он будет размещаться в Двинском заливе Белого моря, севернее острова Мудьюг.
Кроме того, планом предусмотрено строительство еще одного терминала на архипелаге Новая Земля, он будет предназначаться для отгрузки свинцово-цинкового концентрата.
Одновременно документ предписывает расширить автомобильную и железнодорожную инфраструктуру на подъезде к порту. В частности, будут построены новые дороги к терминалам, капитально отремонтированы автодорожные мосты через реки Повракулка и Соломбалка и возведен новый мост через реку Кузнечиха. Последнее планируют выполнить в 2026-2028 годах.
В рамках плана в 2024-2027 годах также должны модернизировать железнодорожную станцию «Соломбалка» с тем, чтобы нарастить ее пропускную способность.
Еще одной важной частью плана является обновление ледокольного флота и судов ледового класса. Она включает в себя не только завершение строительства ледокола 23620 для работы в районе Белого моря, но и мероприятия по созданию научно-экспедиционного судна проекта НЭС 126. Этот корабль должен будет обеспечить работу труднодоступных метеорологических станций Росгидромета и ведение экологического мониторинга в Арктике.
Напомним: на данный момент Северный морской путь считается одним из основных транспортных коридоров России, поскольку полностью проходит в акватории РФ и минимально зависит от санкционных ограничений. Как минимум, он позволяет по короткому расстоянию перевозить грузы из европейской части России на Дальний Восток и наоборот, однако Китай и Индия тоже присматриваются к нему для доставки своих товаров.
Однако использование этого транспортного коридора обходится дороже, поскольку нужен специальный флот для проходки во льдах. Плюс, перевозки по Северному морскому пути очень сильно зависят от погодных условий и отличаются коротким навигационным периодом, при котором плавание по транспортному коридору является более комфортным.
Чтобы снизить расходы грузоладельцев и показать перспективы Северного морского пути, в России ввели специальную программу субсидирования. Она приближает стоимость северной морской перевозки к железнодорожной.
В этом году в программу включили порт Архангельска. В конце августа из него по Северному морскому пути вышло судно в направлении Чукотки, Приморского края и Магадана.