Для развития перевозок из Китая в Европу: порт Актау в Казахстане получил статус международного

25 сентября 2023 г.15:09

Порт Актау в Казахстане получил статус международного

Акимат Мангистауской области

Морскому торговому порту Актау в Казахстане присвоили статус международного. Как отмечает ТАСС, соответствующее постановление Правительства республики опубликовано на сайте информационно-правовой системы нормативных правовых актов «Адилет». Порт находится на Каспии и входит в Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ), который позволяет доставлять грузы из Китая в Европу в обход России.

«Придать Актаускому морскому торговому порту статус морского порта международного значения», — говорится в постановлении, подписанном главой Кабинета министров Казахстана Алиханом Смаиловым.

На самом деле до 2018-го года порт в Актау был международным, однако в 2018-м году лишился своего статуса. В 2022-м году с введением санкций в отношении России роль этой морской гавани пересмотрели, поскольку он может использоваться для транзита грузов из Китая в Европу по Транскаспийскому маршруту в обход России.

По крайней мере, в мае прошлого года в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития республики сообщили, что в порту Актау планируют создать крупный контейнерный хаб с привлечением в качестве инвесторов ведущих мировых контейнерных операторов, таких как PSA Group, Maersk и MSC.

Тогда в ведомстве пояснили, что реализация проекта имеет большое значение «для развития грузоперевозок по Транскаспийскому международному транспортному маршруту».

Договоренности с Китаем

Одновременно накануне состоялся визит министра транспорта Казахстана Марата Карабаева в КНР, где он посетил столицу и восточные провинции страны и провел встречи с руководством транспортно-логистических предприятий и компаний Китая.

В частности, чиновник осмотрел автоматизированный контейнерный терминал в порту Shandong port group. Именно оператор Shandong port group и будет сотрудничать с казахстанскими портами Курык и Актау для расширения их мощностей.

Кроме того, эта компания договорилась с «Казахстанскими железными дорогами» о развитии различных логистических продуктов и цифровых сервисов, экспорта казахстанской продукции, создания соотвествующей логистической инфраструктуры в Казахстане.

Как подтвердили в пресс-службе Министерства транспорта республики, одним из направлений, где будет реализовывать указанное сотрудничество, станет Транскаспийский международный маршрут.

«После ознакомления с работой порта министр транспорта РК и представители SPG обсудили реализацию таких потенциальных совместных инвестпроектов, как строительство логистического торгового хаба и судостроительного завода в Актау, расширение ТМТМ, интеграция портовых логистических ресурсов и др.», — пояснили в пресс-службе ведомства.

Там также рассказали, что министр транспорта в ходе своего визита успел посетить и контейнерный терминал GA COSCO. Ожидается, что через инфраструктуру COSCO эскпортерам Казахстана предоставят доступ на рынки Китая и стран Юго-Восточной Азии и что через эту же инфраструктуру будет осуществляться доставка китайских и транзитных грузов стран Юго-Восточной Азии, Японии и Южной Кореи все по тому же Транскаспийскому маршруту.

В обход России

Транскаспийский маршрут идет в обход России (через Казахстан, Азербайджан и Грузию с выходом на Турцию), и именно поэтому он сейчас интересен не только Казахстану или Китаю, но и Евросоюзу. Его развитие позволит усилить санкции в отношении России, минимизировав транзитные перевозки между Китаем и Европой через ее территорию.

Ранее для развития этого транспортного коридора Казахстан заключил соглашения с Азербайджаном и Грузией о создании совместного оператора, что позволит выработать единую политику и тарифы на маршруте и согласовать действия отдельных стран.

Недавно также состоялась встреча представителей Казахстана и Турции, где они тоже договорились наращивать поставки по Транскаспийскому международному маршруту.

Однако вместе с тем Казахстан планирует развивать и грузовые перевозки по транспортному коридору «Север-Юг», имеющему сейчас первостепенное значение для России.

И в целом, на фоне санкций в отношении России Казахстан в принципе становится ключевым региональным логистическим игроком и рассчитывает, используя открывшиеся возможности, стать узловым транспортным хабом в Евразии.