Чтобы усилить позиции отечественных грузовиков в конкуренции с китайскими: в Правительстве РФ снова вернулись к вопросу повышения утилизационного сбора

16 ноября 2022 г.16:19

В Правительстве РФ снова планируют повысить утилизационный сбор

shacman.ru

Как стало известно изданию «Коммерсантъ», в Министерстве промышленности и торговли снова обсуждают возможность повышения утилизационного сбора, главным образом на тяжелые грузовые автомобили. Эксперты полагают, что таким образом в Правительстве хотят защитить «КамАЗ» от конкуренции китайских производителей.

По информации одного из источников издания в министерстве, индексация утилизационного сбора может составить 25%. Она преимущественно коснется самосвальной техники, а также тяжелых грузовиков — тех сегментов, где в последние месяцы как раз таки наращивается присутствие китайских моделей и где это присутствие может угрожать интересам отечественных производителей.

Так, например, в «КамАЗе» «Коммерсанту» рассказали, что доля иностранных компаний на рынке новых грузовиков от 14 тонн превышает 40%, а один из источников издания даже отметил, что эти компании уже даже начали «отъедать» долю российских концернов.

При этом стоит понимать, что на данный момент иностранные компании, представленные на российском рынке грузовой техники, — это главным образом китайские производители, которые заняли нишу, освободившуюся после ухода т.н. «большой европейской семерки» (Volvo, Scania, MAN, Mercedes, DAF и др.).

В частности, по данным «Автостата», на последней неделе октября именно китайские, а не отечественные бренды стали лидерами продаж новых грузовых автомобилей.

В связи с этим эксперты полагают, что рассматриваемое повышение утилизационного сбора как раз таки направлено на то, чтобы поддержать позиции российских производителей и главном образом «КамАЗа». Поскольку «КамАЗ», в отличие от китайских концернов, не заключивших СПИК (специальный инвестиционный контракт) с Министерством промышленности и торговли, может рассчитывать на частичную компенсацию этого сбора из федерального бюджета.

Таким образом, в цене техники от китайских производителей повышение утилизационного сбора должно стать более заметным.

Вместе с тем эксперты сомневаются в правильности такого решения на фоне того, что именно компании из КНР сейчас обеспечивают поставки необходимых комплектующих для отечественного автопрома.

Напомним: в последний раз утилизационный сбор в России подняли в январе 2020-го года. Тогда в сегменте грузовых автомобилей максимальным стало повышение на седельные тягачи от 12 до 20 тонн: рост ставок составил 66,8%.

В начале прошлого года в Правительстве снова предложили увеличить утилизационный сбор, причем как на колесную, так и на прицепную технику. Однако после негативной реакции транспортного, аграрного и др. секторов от такого решения отказались.