Антироссийские санкции помогли китайским грузовикам
10 ноября 2022 г.11:50
По последним данным аналитического агентства «Автостат», «КамАЗ» все еще держится на первом месте по популярности у российских перевозчиков, но его уже вплотную поджимают китайские бренды. А на последней неделе октября китайских грузовиков вообще было совокупно куплено больше, нежели российских машин.
Итак, ТОП-10 популярных в России брендов грузовых автомобилей в этом году действительно кардинально изменился. На первой строчке, конечно, по-прежнему «восседает» «КамАЗ», но конкуренцию (и весьма серьезную) ему уже составляют не европейские, а китайские компании.
Если до этого годами в числе лидеров на российском рынке грузовиков были Volvo, Scania, MAN, Mercedes, DAF и остальные из т.н. «большой европейской семерки», то теперь их место заняли китайцы — Shacman, SITRAK, FAW, JAC, Howo, XCMG...
С чем связано такое переформатирование, вполне очевидно: после 24-го февраля часть европейских компаний в принципе объявили о своем уходе из России (например, MAN и Scania), а некоторые (как, например, Volvo) рынок не покинули, но фактически приостановили свою работу. В июле же еще начали действовать санкции ЕС, запретившие поставки в РФ грузовиков и спецтехники.
Отечественные производители, активно использовавшие при сборке транспортных средств импортные составляющие, после 24-го февраля тоже «просели»: из-за недостатка комплектующих, попавших под санкционные и просто репутационные (отказ работать с Россией) ограничения, российские концерны были вынуждены приостанавливать или значительно сокращать выпуск своих автомобилей.
Как следствие, количество купленных новых грузовиков в РФ после февраля серьезно снизилось. И это, кстати, связано не только с возможностями рынка по обеспечению покупательского спроса, но и с самим спросом: транспортным компаниям из-за последствий санкций стало совсем не до автопарка, а что их и интересовало в этой сфере, так это не обновление и расширение, а перспективы обслуживания имеющихся машин.
По итогам октября, в России было приобретено всего 7 026 грузовиков, что на 21,2% меньше, чем годом ранее. Что примечательно, около 40% от этого объема пришлось на китайские бренды. Причем в последнюю неделю октября именно китайские бренды стали лидерами продаж.
Если доля продаж российских марок составила 44%, то китайских — 44,8%.
И такое на рынке, кстати, наблюдается уже не в первый раз. На одной из недель июля объем купленных китайских машин достиг 44%, а российских снизился до 43%.
При этом бренды из КНР, поскольку ранее они были слабо представлены на рынке, демонстрируют кратный (по некоторым маркам даже почти в 4 раза) рост, а российские концерны на фоне всех проблем с производством теряют позиции: «КамАЗ» по сравнению с октябрем прошлого года «просел» на 15,3%, а «ГАЗ» вообще на 49,5%.
Таким образом, получается, что на данный момент отечественные компании не смогли воспользоваться уходом «большой европейской семерки», чтобы нарастить свое присутствие на рынке. В отличие от китайских производителей, которые тут же схватились за открывшиеся возможности.
Возможно, впоследствии со стабилизацией поставок комплектующих и переходом на действительное импортозамещение российские предприятия смогут упрочиться на своем же рынке. Правда, стоит учитывать тот факт, что проблемы с комплектующими тоже нередко решаются именно за счет китайской стороны.