Что означает новый расчет КБМ для транспортных компаний?
8 апреля 2019 г.19:26
С 1-го апреля вступило в силу Указание Центробанка, которое ввело новый порядок расчета коэффициента бонус-малус (КБМ) (коэффициент в зависимости от истории аварийности дает либо скидки, либо надбавки к тарифу). Если раньше при длительном перерыве в вождении он мог обнуляться, а его значение варьировалось от страховщика к страховщику, то теперь за каждым водителем вне зависимости от того, в какой компании он страхуется, закрепляется единое значение КБМ, которое будет пересматриваться один раз в год (на 1-е апреля) и сохраняться даже при отсутствии оформленных полисов.
Такой подход, естественно, касается водителей из числа физических лиц. Однако для автопарка юридических лиц Указание Центробанка тоже ввело существенные изменения.
Если раньше каждый автомобиль в парке имел свой «персональный» КБМ, то теперь всем автомобилям, принадлежащим одному юридическому лицу, будет присваиваться одинаковое значение коэффициента. При этом рассчитываться оно будет, как подчеркивает адвокат «Абсолют Лигал» Иван Кузнецов, как среднее арифметическое КБМ всех машин в автопарке.
То есть: на расчет суммы страховых взносов по одному автомобилю будет непосредственно влиять какое-то другое (и в большинстве случаев не одно) транспортное средство. И будь даже все 99% автомобилей в парке с «незапятнанной репутацией», один, который аварийный, для каждого из них все равно увеличит окончательный тариф.
Такой подход, по мнению Ивана Кузнецова, должен повысить материальную ответственность транспортных компаний и ужесточить их требования к выбору водителей, а в перспективе повысить и общий уровень безопасности на дорогах.
По данным ГИБДД, в 2018-м году из 148 142 ДТП, произошедших из-за нарушения ПДД водителями, виновниками 10 997 стали именно водители грузовых автомобилей. И хотя это «лишь» 7,4% от общего числа, на долю таких аварий пришлось 11,5% всех погибших. При этом по сравнению с прошлым годом на 6,7% увеличилось количество ДТП, виновниками которых стали нетрезвые водители грузовиков. Зафиксирован, кроме того, рост аварий из-за неисправных грузовых автомобилей. Правда, на какой процент — в докладе ГИБДД не уточняется.
Единое значение КБМ для юридических лиц, отметим, также будет сохраняться и ежегодно 1-го апреля пересматриваться в зависимости от количества произошедших ДТП.
Вместе с тем, напомним, прежде, с 9-го января этого года, тарифообразование в ОСАГО уже было несколько изменено. Так, во-первых, на 20% в обе стороны был расширен тарифный коридор и с 4 до 58 увеличилось количество групп для коэффициента стажа и возраста водителя (КВС). И если последнее на стоимость полиса ОСАГО для транспортных компаний никак не повлияло (для юридических лиц КВС не учитывается), то первое дало больше возможностей страховщикам при выборе базовой ставки как на ее уменьшение, так и на увеличение.
Правда, пока, по данным Российского союза автостраховщиков, средняя стоимость полиса для владельцев грузовых автомобилей, несмотря на существующие опасения, наоборот, снизилась на 9,2% — с 8 159 до 7 407 рублей.