Через Финляндию проходило около 15% от общего грузопотока из ЕС

22 ноября 2023 г.15:58

Через Финляндию проходило около 15% от общего грузопотока из ЕС

Росавтодор

С 18-го ноября Финляндия закрыла четыре основных автомобильных пункта пропуска на границе с Россией. И хотя президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин уверяет, что для отечественных перевозчиков особых сложностей этот факт не вызвал — мол, они спокойно переориентировались на другие направления, проблема заключается в том, что грузовой поток между Россией и Евросоюзом, пусть и в минимальном объеме, все еще продолжается. И часть этого грузопотока шла как раз таки через Финляндию...

Напомним: с 18-го ноября на границе Финляндии с Россией оказались закрытыми сразу четыре основных автомобильных пункта пропуска — «Ваалимаа» (МАПП «Торфяновка»), «Нуйямаа» (МАПП «Брусничное»), «Иматра» (МАПП «Светогорск») и «Ниирала» (МАПП «Вяртсиля»). Ограничения пока вводятся временно — до 18-го февраля 2024-го года, но Финляндия всегда может их продлить.

Свое решение власти соседней страны объясняют наплывом нелегальных мигрантов, который, по их мнению, Россия организует специально. В связи с этим Министерство внутренних дел республики предложило в принципе перекрыть границу с РФ, но пока это предложение отклонено и между Россией и Финляндией продолжают работать как минимум четыре автомобильных перехода. Правда, не с такой развитой логистической инфраструктурой...

«Данное решение властей Финляндии выглядит довольно спорным, так как закрыли четыре основных пункта пропуска, — говорит директор по развитию бизнеса SOTA Logistic Игорь Чернышев. — Очевидно, что поток беженцев моментально перетечет на оставшиеся пять погранпереходов, и пострадают только владельцы грузов, автотранспортных средств и жители приграничных территорий».

«Решение о закрытии пунктов пропуска направлено на борьбу с незаконным перемещением мигрантов. Транспортная отрасль, к сожалению, несет убытки в связи с данным решением», — подтверждает руководитель отдела закупок по международным перевозкам FM Logistic в России Евгений Дятлов.

Или не несет никаких убытков?

В комментариях ТАСС президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин заверил, что решение Финляндии никаким образом не отразилось на деятельности отечественных перевозчиков.

«Проблем у грузоперевозчиков не возникло, так как потеря маршрута компенсируется другими направлениями, например внутренними. Это Москва и новые территории. Если брать зарубежные маршруты, то это Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Китай, Турция, Иран», — отметил он.

«Эти маршруты сейчас будут более востребованы. Все южноазиатские маршруты на сегодняшний день загружены», — подчеркнул глава Ассоциации.

А на самом деле?

А на самом деле после 24-го февраля 2022-го года и введения санкций со стороны ЕС российская логистика действительно вслед за экспортерами и импортерами была вынуждена переориентироваться на другие направления, главным образом на азиатские страны. И на данный момент эта перестройка уже состоялась и основной грузовой поток идет именно с востока и с юга, а не из Европы.

Однако с Евросоюзом, несмотря на действующие санкционные ограничения, товарооборот тоже продолжается. И часть этого товарооборота следовала как раз таки через Финляндию, через те основные пункты пропуска, которые отличались необходимой логистической инфраструктурой и сейчас оказались закрытыми.

«Через пункты пропуска, расположенные на границе двух стран, в среднем в Россию въезжало чуть более 100 грузовых автомобилей в день. Это составляло около 15-20% от общего автомобильного грузопотока из ЕС в РФ», — уточняет Евгений Дятлов.

Кроме того, именно через Финляндию в Россию ввозятся товары из скандинавских стран и непосредственно самих финских производителей, добавляет Игорь Чернышев.

Куда переориентируются грузовики?

«Закрытие данных пунктов пропуска приведет к перераспределению транспортных потоков и, как следствие, к удорожанию логистики доставки грузов, поскольку объездные пути достаточно длинные и затратные для владельцев автотранспорта», — считает директор по развитию бизнеса SOTA Logistic.

По его мнению, в первое время после закрытия перевозчики должны перенаправить свои машины на оставшиеся переходы на границе с Финляндией. Однако из-за того что эти пункты пропуска не работают в круглосуточном режиме и не обладают полной инфраструктурой, грузовые потоки, скорее всего, переориентируют на транзитные страны.

Так, например, поставить грузовик на паром «Хельсинки-Таллинн» будет дешевле, чем гнать его в объезд по территории Финляндии многие сотни километров, подчеркивает Игорь Чернышев.

Еще одной страной объезда рискует стать Латвия, где и без того регулярно отмечаются скопления из грузовых автомобилей.

«В настоящий момент на основных пунктах пропуска между Латвией и Россией наблюдаются большие очереди, срок ожидания в которых составляет порядка 6-7 дней, — напоминает Евгений Дятлов. — Ранее перевозчики частично объезжали заторы через Финляндию. Следовательно, после закрытия пунктов пропуска на российско-финской границе ситуация с очередями на границе Латвии и России ухудшится».

Но это действительно еще не проблема...

Все-таки грузовой поток через границу России и Финляндии сейчас на самом деле значительно сократился, отмечают представители отечественного логистического рынка. Товарооборот с Евросоюзом, который продолжается, хоть и в уменьшенных объемах, главным образом идет через другие пункты пропуска. И вот если их закроют, то это точно вызовет гораздо больше сложностей для российских компаний — импортеров, экспортеров, логистов и перевозчиков...

«Сейчас грузопоток из Финляндии носит локальный характер. В основном, это товары финских или других скандинавских производителей. Поэтому перенаправлять потоки на другие погранпереходы не будет критически сложной задачей. Хотя стоимость доставки будет расти. Европейский грузопоток идет, в основном, через Польшу и Литву. И в случае закрытия ими погранпереходов будут уже ощутимые проблемы», — подытоживает Игорь Чернышев.