Чем грозит или что даст рынку реестр автомобильных грузоперевозчиков?

21 января 2026 г.17:27

Чем грозит или что даст рынку реестр автомобильных грузоперевозчиков?

Росавтодор

Итак, с 1-го марта 2027-го года (и решение это уже окончательно утверждено) в России вводится реестр автомобильных грузоперевозчиков, регистрация в котором для всех, кто выполняет коммерческие рейсы на территории страны, будет обязательной. То есть, по сути, это означает возвращение системы допуска на рынок и ужесточение контроля над его игроками. Все ли представители отрасли смогут выдержать такую трансформацию? Спровоцирует ли это рост тарифов? Своим мнением с нами поделился директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России Эдуард Миронов.

Напомним: закон о создании реестра автомобильных грузоперевозчиков президент России Владимир Путин подписал в самом конце прошлого года. Однако сам реестр запустят несколько позже — с 1-го марта 2027-го года, что все-таки даст возможность рынку подготовиться к изменениям.

В реестре должны будут зарегистрироваться все юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие перевозки грузов по территории России собственным транспортом технически допустимой максимальной массой от 3,5 тонн.

То есть, получается, основным условием допуска на рынок станет наличие в собственности (или на ином законном основании — аренда, лизинг и т.п.) грузовых автомобилей.

Как следствие, посредники, не имеющие транспортных средств, зарегистрироваться в реестре не смогут (они смогут зарегистрироваться в реестре экспедиторов, который запустят с 1-го марта этого года), а т.н. «физики», владеющие грузовиками и выполняющие перевозки, должны будут получить статус ИП.

При этом без регистрации в реестре предоставление услуг по автомобильной доставке товаров внутри страны будет считаться незаконным.

Единственное, от регистрации в реестре освобождаются предприятия, использующие грузовые транспортные средства на своей внутренней территории, а также международные перевозчики и перевозчики из стран ЕАЭС, выполняющие каботажные рейсы в России.

Первые подпадают под исключения, поскольку не входят в категорию коммерческих перевозок, а вторые и третьи — из-за того, что уже имеют свою систему допуска на рынок.

В целом же, введение реестра обнаружит действительный статус представителей отрасли (собственники они транспортных средств или посредники), сократит посреднические цепочки, вернет прозрачность на рынок, в том числе в плане налогообложения, минимизирует применение «серых» схем и обяжет всех игроков следовать единым нормам и правилам.

При этом, правда, введению реестра автомобильных грузоперевозчиков сопуствует еще ряд важных изменений для логистической отрасли страны.

Во-первых, с 1-го марта этого года начинается поэтапная отмена понижающего коэффициента в формуле расчета тарифов по «Платону», что существенно поднимет плату за проезд грузовиков по основным трассам страны.

Во-вторых, и это тоже будет с 1-го марта, вводится похожий реестр для экспедиторов, без регистрации в котором точно так же нельзя будет оказывать транспортно-экспедиционные услуги.

А в-третьих, с 1-го сентября этого года произойдет обязательный переход на электронные перевозочные документы.

Как это все отразится на рынке автомобильных грузоперевозок?

«Вообще, введение реестра автомобильных грузоперевозчиков — это закономерный и давно обсуждаемый этап эволюции российской логистики. И для автопарков, исторически работающих исключительно в правовом поле, эта инициатива государства оценивается положительно», — отмечает Эдуард Миронов.

Свое мнение он объясняет тем, что возвращение допуска на рынок будет способствовать «обелению» экономики и качественному развитию отрасли, что долгое время сдерживалось конкуренцией с «серым» сектором, экономящим на налогах и безопасности.

При этом, правда, представитель FM Logistic в России признает, что для малого и среднего бизнеса, а также для частных перевозчиков адаптация к новым требованиям станет непростой задачей.

«Мы прогнозируем продолжение процесса консолидации рынка: часть небольших игроков, не готовых к административной нагрузке и полной легализации, вероятно, прекратит деятельность или уйдет под крыло более крупных агрегаторов», — считает Эдуард Миронов.

Что касается тарифной политики, то она станет более понятной только на этапе запуска реестра и будет зависеть от объемов потребления (заказов сетей) и количества собственников техники, которые сохранят присутствие на рынке.

Однако риск роста ставок действительно есть, говорит эксперт.

«Реестр фактически устраняет возможность демпинга за счет «серых» схем и неуплаты НДС. Когда все участники рынка начнут нести полную налоговую нагрузку и соблюдать нормы режима труда и отдыха, себестоимость перевозок объективно возрастет», — поясняет Эдуард Миронов.

Кроме того, замечает он, «новые требования к экспедиторам и необходимость наличия собственного транспорта могут создать временный дефицит провозных мощностей, что также является фактором роста цен».

«Стоит признать, что в настоящее время отрасль входит в период масштабной трансформации. Одновременное внедрение электронных перевозочных документов, индексация тарифов системы «Платон» и новый реестр — это серьезные вызовы», — подытоживает директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России.