В погоне за иностранными нарушителями: на границе будут ставить камеры, а на автомобили штрафников — блокираторы

8 ноября 2019 г.19:36

Разработан комплекс мера для контроля за иностранными водителями

flickr.com

Министерство транспорта, МВД, ФТС, Министерство финансов, Правительство Москвы и др. профильные ведомства и организации подготовили программу действий по ужесточению контроля за иностранными водителями. «Дорожная карта» мер, по информации издания «Коммерсантъ», уже поступила на рассмотрение Правительства. До 1-го февраля 2020-го года, в соответствии с поручением Президента Владимира Путина, она должна быть утверждена. Сейчас проблема заключается в том, что мизерное число водителей из других стран привлекается к ответственности за нарушения Правил дорожного движения (ПДД) на территории России.

Подготовленная программа действий включает сразу несколько направлений.

Во-первых, будет организован обмен данными между ФТС, МВД и Министерством транспорта. Перечень сведений о владельцах автомобилей под иностранными номерами и о самих транспортных средствах, которых будет достаточно для эффективной работы системы, ведомства должны согласовать в ближайшее время.

Во-вторых, будет фиксироваться въезд на территорию России каждого транспортного средства. Для этого в пунктах пропуска установят специальные камеры: они будут считывать номер машины, передавать эту информацию в базу данных ФТС, а оттуда — в ГИБДД. Камеры будут стоять, кроме того, на подъездах к границам со странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), открытость которых как раз таки является одним из наиболее уязвимых мест в деле привлечения иностранных водителей к ответственности.

В-третьих, будут внесены поправки в отечественное законодательство, которые позволят задерживать, в том числе с помощью блокираторов, транспортные средства иностранных перевозчиков до уплаты ими штрафов за нарушения ПДД.

Министерство транспорта, стоит сказать, уже подготовило соответствующие изменения в закон о международных автомобильных перевозках и в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП).

Сейчас, по действующим нормам, иностранному перевозчику могут отказать во въезде в страну, если обнаружилось, что он нарушил правила перевозки, и если он в течение трех часов эти нарушения не устранил. Точно так же его автомобиль при обнаружении нарушения могут задержать в пункте пропуска при выезде из России или даже в стационарных и передвижных контрольных пунктах еще при движении по дорогам страны до тех пор, пока не будет доказан факт уплаты штрафа.

Однако такой порядок распространяется при нарушениях правил международной перевозки, требований об оплате проезда по федеральным трассам (система «Платон») и законодательства в области транспорта. Теперь Министерство транспорта хочет включить в перечень оснований для задержания и нарушения в области дорожного движения (глава 12 КоАП) — превышение скорости, проезд на красный свет и пр.

Правда, как видно из сути поправок ведомства, задерживать в таком случае смогут только автомобили, зарегистрированные на иностранные организации. Предусмотрят ли такие же ужесточения для просто иностранных граждан, не совсем понятно.

На выполнение перечисленных мер, в-четвертых, «подтянут» и инфраструктуру: рядом с границей обустроят стоянки для автомобилей, а на них — платежные терминалы. С этой же целью (чтобы программа не осталась только в «дорожной карте», а действительно выполнялась) увеличат штат сотрудников ГИБДД и Ространснадзора.

Профильные отечественные ведомства, кроме того, должны проработать возможность обмена данными о временно ввезенных транспортных средствах со странами ЕАЭС, граждане которых, кстати, и являются наиболее частыми нарушителями российских ПДД.

Сейчас, напомним, некоторые меры, которые должны обеспечить привлечение к ответственности если не всех, то хотя бы большего числа иностранных водителей, уже предпринимаются.

С сентября этого года ГИБДД усилила контроль в Москве и Краснодаре. Здесь инспекторы останавливают автомобили с иностранными номерами, проверяют по подготовленным базам, значатся ли на них нарушения, зафиксированные дорожными камерами, и в случае их наличия оформляют все накопленные в течение последних двух месяцев штрафы (два месяца — это срок давности для привлечения к административной ответственности по таким составам правонарушений).

Плюс, инспекторы переписывают сведения о владельце автомобиля, необходимые для того, чтобы в следующий раз до него дошло таки и «письмо счастья».

Потому что сейчас одна из сложностей в том и заключается, что база по иностранцам настолько скудна, что автоматические средства (дорожные камеры, весогабаритные «рамки» и «рамки» «Платона») просто не знают, кому и на какой адрес отправлять зафиксированный ими штраф.