Будущее дронов в России связано с развитием грузоперевозок в труднодоступных районах

7 декабря 2021 г.12:21

Будущее дронов в России связано с развитием труднодоступных районов

pixnio.com

Будущее беспилотной авиации в России связано с доставкой грузов в отдаленные и труднодоступные районы, тогда как западные компании нацелены на перевозки посылок в городских условиях, считают эксперты. Как сообщает ТАСС, использование дронов на огромных малонаселенных просторах Сибири и Арктики обсуждалось на форуме «Арктика: настоящее и будущее», который прошел в Санкт-Петербурге со 2-го по 4-е декабря.

«Анализ структуры беспилотных авиаперевозок западных компаний … показывает их ориентацию на перевозку грузов массой до 15 кг и преимущественно в городской среде. Социально-экономическое развитие нашей страны с учетом ее географических, климатических и природных особенностей, а также сложившейся структуры экономики ставят перед разработчиками грузовых беспилотных авиационных комплексов совершенно иные задачи», — отметил в ходе форума главный специалист Бюро перспективных разработок АО «Эйрбург» Юрий Жестков.

По оценке предприятия, в России «востребованным направлением беспилотных авиаперевозок может стать ниша перевозки грузов от 100 до 500 кг», это позволит обеспечить необходимыми товарами малонаселенные районы или промышленные территории с неразвитой инфраструктурой.

Вместе с тем Юрий Жестков подчеркнул, что развитие грузовых перевозок с использованием беспилотной авиации еще впереди. Оно будет приближаться по мере готовности компаний, работающих в Арктике, к применению дронов и с выходом на рынок надежных аппаратов с востребованной дальностью и грузоподъемностью.

Томский эксперимент

В лидеры по применению беспилотной авиации может вырваться Томская область, огромные и малонаселенные просторы которой покрыты болотами и лесами. Здесь запланирован запуск соответствующего пилотного проекта в рамках недавно принятого федерального закона об экспериментальных правовых режимах. Благодаря этому закону появилась возможность тестирования технологий при соответствующем разрешении Правительства.

«Правительство у нас получило право установить экспериментальный правовой режим для того, чтобы крупногабаритные дроны у нас могли легально взлететь и использоваться для коммерческих перевозок. … Такой проект подготовлен, он позволит на три года экспериментальный правовой режим установить и начать коммерческую эксплуатацию для всех желающих на всей территории Томской области», — рассказал на тематической рабочей секции заместитель директора департамента развития цифровой экономики Министерства экономического развития России Алексей Минаев.

Он также уточнил, что проект о запуске такого проекта в Томской области уже внесен на рассмотрение в Правительство, его утверждение ожидается в ближайшее время.

В ходе выступления Алексей Минаев подчеркнул, что Томская область для развития перевозок дронами была выбрана не случайно: здесь много населенных пунктов, которые отличаются минимальной транспортной доступностью, и то только в зимнее время. Кроме того, есть много месторождений, куда можно добраться исключительно с помощью вертолета, час полета которого стоит очень дорого. «В той ситуации, конечно, дроны — это незаменимая вещь», — отметил представитель Министерства экономического развития.

Изучение прецедента

Алексей Минаев рассказал, что в рамках проведения проекта предусмотрены необходимые процедуры контроля и мониторинга. Вся эта отчетность будет анализироваться совместно с Министерством транспорта и Росавиацией. Возможно, что регуляторные решения, прописанные в программе экспериментального правового режима, со временем будут меняться. Итогом эксперимента в Томской области должны стать выводы по безопасности и удобстве технологии и ответ «на ключевой вопрос по использованию в едином воздушном пространстве пилотируемой авиации и беспилотников».

В то же время запланированный Томский эксперимент стал базой для разработки еще одного проекта — совместного с «Почтой России». Он будет реализован на территории четырех регионов России, в том числе на Чукотке и в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО).

В ноябре, в частности, сообщалось, что «Почта России» и компания «Аэромакс» провели успешные испытания по доставке груза дронами в отдаленные поселки ЯНАО. В тестовых полетах участвовал беспилотник вертолетного типа SH-350. Он совершил несколько полетов по маршруту «Салехард-Аксарка-Салехард» с массогабаритным макетом груза. Общая протяженность пути из одного населенного пункта в другой составляет 53 км.

До конца 2024-го года зап беспилотную доставку планируют запустить по 10 маршрутам в ЯНАО. «Мы отработали полностью весь цикл. Приехали, проверили систему, слетали туда-обратно с грузом», — рассказал на рабочей сессии представитель «Аэромакса» Сергей Юрчук.