Беспилотные грузовики на трассе М-11 «Нева» подключают к системе «ЭРА-Глонасс»
9 апреля 2025 г.11:35

Пресс-служба Министерства транспорта РФ
Автоматизированные грузовые автомобили, которые используются в «беспилотном» эксперименте на трассе М-11 «Нева», подключают к системе «ЭРА-Глонасс», сообщили в пресс-службе Министерства транспорта РФ. Участникам эксперимента это позволит получить доступ к статистике пробега «умных» машин, а в целом даст возможность для дальнейшего развития технологий, в том числе по предотвращению киберугроз, одновременному оповещению всех операторов транспортных средств и пр.
Как уточнили в Министерстве транспорта РФ, сейчас к системе «ЭРА-Глонасс» уже подключили самый крупный парк автономных грузовиков технологической компании Navio — 43 транспортных средства.
В дальнейшем к технологии добавят и оставшиеся 24 машины (по последним данным, участие в эксперименте на трассе М-11 «Нева» принимают 67 автомобилей), а также распространят и на другие дороги — ЦКАД и М-12 «Восток», как только там запустят аналогичный пилотный проект.
Как пояснили в ведомстве, подключение беспилотных транспортных средств к системе «ЭРА-Глонасс» выполняет сразу несколько функций.
Во-первых, благодаря этому все участники эксперимента смогут получить доступ к статистике о работе «умных» грузовиков.
А во-вторых, с использованием инфраструктуры «ЭРА-Глонасс» можно тестировать сценарии по предотвращению кибератак на автоматизированные машины, а также технологию централизованной передачи команд операторам автономных фур.
Последнее, например, позволит своевременно увести все беспилотные грузовики с трассы в случае неблагоприятных погодных условий или ограничения движения на одном из участков из-за ДТП.
«С помощью «ЭРА-ГЛОНАСС» мы получим инструмент управления и координации дальнейшего масштабирования высокоавтоматизированных транспортных средств. Статистика о пробегах, режимах работы и инцидентах в режиме реального времени позволит видеть картину в целом и принимать решения на основе объективных данных государственного оператора. Прозрачность и открытость этой информации повысит доверие к технологии», — отметил заместитель министра транспорта РФ Андрей Никитин.
В свою очередь, генеральный директор АО «ГЛОНАСС» Алексей Райкевич рассказал, что таким образом на высокоавтоматизированных транспортных средствах протестируют также создаваемую на инфраструктуре «ЭРА-Глонасс» платформу кибербезопасности автомобилей.
«Совместно с разработчиками автономных грузовиков мы отработаем предотвращение киберугроз, сценарии идентификации и минимизации последствий таких вмешательств. Такой подход снизит существующие риски компьютерных атак на высокоавтоматизированный транспорт, что критически важно для безопасности его использования при повышении уровня автономности», — уточнил он.
Одновременно Алексей Райкевич напомнил, что на платформе «ЭРА-Глонасс» уже числится более 380 тыс. транспортных средств, в том числе общественный транспорт во всех регионах России, автомобили, перевозящие опасные грузы, и лесная техника.
«Беспилотный» эксперимент на трассе М-11 «Нева» запустили в июне 2023-го года. Он предваряет полноценное использование автоматизированного транспорта на территории всей страны, позволяя как протестировать саму технологию, так и подготовить необходимые законодательные изменения.
В течение этого года эксперимент также должны распространить на трассу М-12 «Восток» и ЦКАД, а впоследствии, к 2030-му году, в сеть беспилотных логистических коридоров включат основные магистрали России общей протяженностью около 19,5 тыс. км.
Ожидается, что использование беспилотных автомобилей в коммерческих перевозках позволит на 25% увеличить скорость доставки товаров и на 10% снизить себестоимость транспортных услуг.
На данный момент движение беспилотных грузовиков возможно только за пределами населенных пунктов (поэтому для въезда в город прицеп ставят на обычный тягач), а в кабине транспортного средства обязательно должен находиться специалист, который в экстренных случаях сможет взять управление на себя. Правда, сейчас ему уже разрешается сидеть не на водительском, а на пассажирском месте.