Особенности внутрироссийских автомобильных грузоперевозок
Развитие автомобильных грузоперевозок в России, в принципе, соответствует международным тенденциям. Если при международных грузоперевозках автомобильным транспортом перевозится порядка 80% массы всех грузов, то на внутреннем российском рынке этот показатель колеблется в районе 70%.
Точно так же и с показателями грузооборота (величина измеряется в тонно-километрах и вычисляется по формуле: вес партии товара, умноженный на расстояние транспортировки): при международных перевозках автотранспорт выполняет около 8% грузооборота, а при внутрироссийских — 4-5%.
Такие диспропорции (70% по тоннажу и 4-5% по грузообороту) вполне объяснимы площадью российской территории и ее протяженностью. Несмотря на то что грузовая машина обеспечивает доставку «от двери до двери» и, как правило, является неотъемлемым звеном мультимодальных перевозок: доставляет партии товара в порт, аэропорт, на железнодорожную станцию или оттуда на склад покупателя, — при транспортировке на дальние расстояния целесообразнее использовать железнодорожный транспорт. Автомобиль же на внутрироссийском рынке чаще применяется как пригородное средство грузового сообщения: средняя дальность перевозки 1 тонны — около 50 км.
Кроме того, значительную долю грузов при внутрироссийских перевозках составляет сырье, добываемое в отдаленных регионах России. Естественно, справиться с доставкой столь крупных партий в центральные районы способен именно железнодорожный транспорт. Автомобиль отыгрывает свое там, где железнодорожные пути отсутствуют и куда иным способом (только если самолетом, что очень дорого) не добраться. А это, кстати, не малая площадь — достаточно посмотреть на карту железнодорожного сообщения России.
Правда, на развитии автомобильных грузоперевозок по России отрицательно сказываются климатические условия, необходимость проведения т.н. «весенней просушки» дорог (эта мера каждый год неизменно ограничивает движение на региональных трассах, а то из-за высокой стоимости разрешения на проезд и вовсе его останавливает), а также плохое качество дорожного полотна.
Для справки: общая протяженность автомобильных дорог в России составляет 1 480 816 км, из них только 70,6% с твердым покрытием (1 045 263 км). Причем плотность дорог с твердым покрытием — 61 км на 1 000 км2 (для сравнения: в США — 670 км на 1 000 км2, в Германии — 1 800 км на 1 000 км2, в Беларуси — 418 км на 1 000 км2).
Сейчас на развитие внутрироссийских грузоперевозок ощутимо влияет политическая обстановка. Введение санкций минимизировало объемы автомобильных перевозок на европейском направлении, из-за чего многие перевозчики были вынуждены уйти на внутренний рынок или переориентироваться на восточные и южные маршруты.
При этом после 24-го февраля 2022-го года даже на внутрироссийском рынке отмечается существенный рост тарифов. Это прежде всего связано с дефицитом профессиональных водителей и нехваткой транспорта.
Для справки: в России средний возраст грузовых автомобилей и так превышает 20 лет. С уходом в 2022-м году с российского рынка основных европейских производителей грузовой техники многим компаниям пришлось пересмотреть свои планы по обновлению и расширению автопарка. И хотя следом в Россию активно зашли китайские бренды и заняли освободившуюся нишу, сами по себе грузовые автомобили значительно подорожали, из-за чего мелкие перевозчики (а в России около 80% автомобильных грузоперевозчиков являются индивидуальными предпринимателями) вынуждены использовать старые машины.
Добавим также, что еще после 2014-го года в условиях той экономической ситуации в России большей популярностью начали пользоваться сборные грузоперевозки и «догруз» и в целом уменьшился объем груза на одну транспортную единицу, поскольку компании стали закупать товар мелкими партиями. Эта тенденция и то, что система «Платон», введенная в ноябре 2015-го года, не «зацепила» автомобили грузоподъемностью меньше 12 тонн, вызвали рост продаж в сегменте LCV (меньше 3,5 тонн), мало- и среднетоннажных грузовиков.
Что еще можно отнести к особенностям внутрироссийских автомобильных грузоперевозок?
«Зацикленность» на Москве и центральных регионах: основная часть грузопотока сконцентрирована на европейской части России, из-за чего существенно отстает развитие дорожной инфраструктуры в отдаленных районах.
Отсутствие унифицированного законодательства в области транспорта и логистики, наличие значительного числа разобщенных нормативно-правовых актов.
И огромная, вопреки всем существующим проблемам, привлекательность российского рынка автомобильных грузоперевозок, в том числе для транспортно-экспедиционных компаний из стран ЕАЭС. Естественно, из-за масштабов этого самого рынка.