Особенности сборных автомобильных грузоперевозок
Организация сборной грузоперевозки
Организация сборной грузоперевозки, на самом деле, весьма «тонкое» занятие — в нем полно нюансов. Во-первых, необходимо насобирать достаточное для комплектации целой машины количество товара, едущего в одном направлении. А во-вторых, словно бы в игре «Тетрис», «утрамбовать» автомобиль так, чтобы он вез как можно меньше воздуха. Кроме того, хотя сборными партиями можно перевозить разные виды грузов, их все равно нужно правильно объединить — в соответствии с составом, плотностью, классом опасности, сроком хранения, условиями перевозки и пр.: продукты питания не поедут ведь вместе с компьютерной техникой, а косметика — с горюче-смазочными материалами…
Поэтому крупные транспортно-экспедиционные компании имеют преимущество при организации таких поставок. Получая и обрабатывая большое количество заявок, они могут регулярно и в кратчайшие сроки формировать сборные грузоперевозки по разным направлениям.
Как же выглядит сборная грузоперевозка?
- Груз доставляют на консолидационный склад.
- Там его принимают и обрабатывают, при необходимости упаковывают, маркируют, оформляют документы.
- Затем комплектуют отдельные грузы, едущие в одном направлении, в партию и загружают в автомобиль.
- Доставляют на склад в пункте назначения.
- А оттуда — непосредственно самому получателю.
При этом ключевой этап в организации сборной грузоперевозки — это работа на консолидационном складе. Именно там грузы сортируют по видам, классам опасности, срокам хранения, условиям перевозки, пункту назначения и т.д. и комплектуют для отправки в одной машине.
И здесь очень важно учитывать много тонкостей: насколько совместимы грузы, как расположить их в автомобиле, чтобы при транспортировке они не повредили друг друга, чтобы как можно меньше оставалось свободного объема (и по ширине, и по длине, и по высоте), чтобы не превысить допустимые грузоподъемность и нагрузки на оси. Поэтому на консолидационном складе и выполняется маркировка, упаковка или переупаковка груза, взвешивание и замеры габаритов в готовой таре.
Однако предварительную работу с грузом должен провести сам клиент еще до отправки товара на консолидационный склад. Ведь чтобы тщательнее спланировать перевозку (в частности, выбрать машину для определенного направления, назначить дату отправки, подготовить необходимые документы) и осуществить ее в как можно кратчайшие сроки, сотрудники транспортно-экспедиционной компании должны знать:
- характер груза;
- класс опасности;
- температурный режим хранения и транспортировки;
- вес и габариты;
- особенности транспортировки и погрузки/разгрузки.
Последнее также очень важно для операторов склада, тех, кто на каждом этапе будет заниматься погрузочно-разгрузочными работами, непосредственно для водителя и, естественно, для покупателя, который хочет получить свой товар в целости и сохранности.
Что касается транспортировки груза на консолидационный склад, то есть несколько вариантов: силами грузоотправителя (при наличии автомобиля), с привлечением сторонней транспортной компании или воспользовавшись услугами тех, кто, собственно, и осуществляет сборную грузоперевозку. То же самое, кстати, и с доставкой груза получателю.
Поэтому сборные грузоперевозки предполагают достаточно гибкие схемы организации — «дверь-дверь», «дверь-склад», «склад-склад» или «склад-дверь».
Оформление документов
В принципе, для отправки товара в составе сборного груза по территории России требуется стандартный набор документов, однако при этом следует учитывать: транспортная накладная оформляется отдельно на каждую партию груза, идущую к одному грузополучателю.
Единственное дополнение — на груз, поступивший на консолидационный склад, выдается складская расписка: она предназначена для заказчика и позволяет отслеживать перемещение товара.
Расчет стоимости доставки сборного груза
Основная характеристика здесь — плотность груза: именно в зависимости от ее величины и выставляется цена за перевозку. Плотность измеряется в кг/м3 и определяется по формуле — масса груза/объем. Если она меньше 250, груз считается объемным и оценивается в соответствии со своими габаритами, если же больше — груз тяжелый и за основу расчета берется его вес.
Что интересно, сравнительно небольшие партии товара, перевозимые в составе сборного груза, тоже могут быть негабаритными. Их негабаритность заключается в том, что они не вписываются в стандартное грузовое место (вес — 500 кг, высота — 2,5 метра, ширина — 2 метра, длина — 3 метра) и сопровождаются наценками от 25% до 100%.
Естественно, складские и пр. дополнительные услуги тоже входят в стоимость перевозки.
Какие преимущества дает доставка товара в составе сборного груза?
В первую очередь — это, бесспорно, экономия. Причем экономит как клиент, так и перевозчик. Последний, выполняя за один рейс несколько заказов, получает большее материальное вознаграждение при меньших транспортных расходах. А первому нет нужды оплачивать эксплуатацию целой машины (он платит только за грузовые места) или терять время, возможности и репутацию в ожидании того, когда соберется достаточное количество груза для отправки, например, стандартной фурой.
К тому же, сборные грузоперевозки, несмотря на определенную сложность для транспортно-экспедиционной компании, достаточно удобны для клиентов. Они дают возможность беспроблемно перевозить небольшие партии товара и тем самым оптимизировать оборотные средства, а гибкая схема поставки («дверь-дверь», «дверь-склад», «склад-склад» и «склад-дверь») облегчает при необходимости разделение расходов за транспортировку между грузоотправителем и грузополучателем.
Однако у сборных грузоперевозок есть и недостатки
• Сроки доставки. Груз ведь идет не прямиком от отправителя к получателю — он еще заезжает на консолидационный склад, обрабатывается, задерживается там в ожидании того, когда соберется партия его «попутчиков»… Естественно, все это требует больше времени, нежели при перевозке комплектным грузом. На сроках доставки также сказывается адрес пункта назначения. Если в Москву, Санкт-Петербург, на Урал, в центральные районы товары поставляются с завидным постоянством и сформировать сборный груз в этом направлении можно достаточно быстро, то отправки сборного груза, например, в Магадан, придется ждать гораздо дольше.
• Сохранность груза. За время пути груз трижды погружается в автомобиль и трижды из него выгружается. И как бы внимательно и аккуратно ни были проведены погрузочно-разгрузочные работы, такое их количество все равно увеличивает риск повреждения груза.
Итак, в каких случаях сборная грузоперевозка — оптимальный выбор?
Ответ очевиден: когда необходимо перевезти небольшие партии товара, сроки не поджимают, а направление доставки достаточно популярно.
Если же требуется осуществить транспортировку груза, который, может, и не занимает все пространство 20-тонной фуры, но оптимально вместится, например, в 12-тонный грузовик, то лучше использовать последний для комплектной или попутной грузоперевозки. Потому что в составе сборного груза, где тарифы выше, транспортировка обойдется дороже.