ГлавнаяБаза знанийСправочник логиста

Ограничения на движение грузовых автомобилей

Ограничения на движение грузовых автомобилей

Ограничения на движение грузовых автомобилей по дорогам России можно разделить на постоянные и временные. К постоянным относится пропускная система, регулирующая въезд в центральные районы крупных городов, временные (сезонные) действуют в период весеннего паводка и летней жары.

Сезонные ограничения

Весной традиционно российские дороги (как грунтовые, так и асфальтированные) закрываются на весеннюю «просушку». Делается это для сохранности дорожного полотна: из-за таяния снега и разлива рек грунт переувлажняется и становится очень мягким. В итоге, дорожные конструкции ослабляются и не могут выдерживать прежнюю нагрузку.

Чтобы уменьшить вред, наносимый дорожному полотну, и не допустить его разрушения, на время паводков вводятся ограничения на движение большегрузов. Эти ограничения, как правило, действуют в течение одного месяца и, обусловленные климатическими условиями, отличаются от региона к региону: во-первых, по срокам (дороги не закрываются и не открываются по всей России в одно и то же время — везде установлены разные периоды), а во-вторых, по допустимой нагрузке на ось.

Впрочем, даже в одном регионе для разных участков дорог могут устанавливаться разные ограничения по допустимой нагрузке и закрываться они могут в разные периоды.

В среднем, допустимая нагрузка составляет: на одиночную ось — 6 тонн, на сдвоенную ось — 5 тонн, на строенную ось — 4 тонны. Однако в северо-западных регионах с их болотистой местностью ограничения традиционно строже: около 4 тонн — для Карелии, в районе 3,5 тонн — для Архангельской области, не более 3 тонн — для Ленинградской области... Как правило, и сроки закрытия дорог на «просушку» в этих регионах дольше одного месяца.

Большегрузы, которые превышают допустимые значения, должны получить соответствующее разрешение на проезд по «закрытым» региональным дорогам и возместить нанесенный ущерб. Тарифы для компенсации причиненного вреда устанавливают местные власти. Естественно, в таких условиях стоимость «пропуска» для одной машины с одними и теми же нагрузками для разных регионов будет разной.

Вместе с тем на некоторые большегрузы система временного ограничения вообще не распространяется. Как правило, в большинстве российских регионов без получения разрешения в период «просушки» могут проезжать:

  • грузовые автомобили, осуществляющие перевозку продуктов питания, лекарств и медикаментов, топлива, смазочных материалов и специальных жидкостей, грузов для нужд сельского хозяйства (животные и корм для них, семенной фонд, удобрения);
  • машины, доставляющие почту и почтовые грузы;
  • дорожно-строительная и эксплуатационная техника, а также автомобили, доставляющие материалы для ремонта дорог;
  • автомобили специальных служб (МЧС, МО и др.), машины, перевозящие грузы при ликвидации последствий стихийных бедствий.

Кроме того, ограничения не распространяются на пассажирские перевозки.

Что касается международных перевозок грузов, то еще несколько лет назад они стабильно входили в число исключений, однако после 2018-го года ситуация изменилась. Теперь все зависит от позиции конкретного региона: в одних регионах международные перевозки освобождены от весенней «просушки», а в других — должны подчиняться общим правилам. Причем доля и тех, и других регионов практически равна. То есть: какой-то преобладающей тенденции в этом вопросе нет.

Ранее, для того чтобы оформить специальное разрешение во время весенних ограничений, необходимо было обратиться в соответствующие региональные органы власти, однако с запуском Личного кабинета перевозчика (по ссылке) специальные разрешения перевели в электронный вид, а их оформление полностью перенесли на единую платформу.

Стоит также отметить, что на весеннюю «просушку» главным образом «закрываются» дороги регионального и местного значения. На федеральных трассах весенние ограничения законодательно не вводятся с 2018-го года.

В целом, «просушка» даже региональных дорог является довольно сложным для перевозчиков периодом. Поскольку в разных районах дороги закрывают в разные периоды, то получается, что для тех, кто осуществляет доставку грузов по нескольким регионам, ограничения, по сути, действуют в течение всей весны. При этом стоимость специального разрешения порой может равняться стоимости самой перевозки.

«Гонять» небольшие, не попадающие под ограничения машины, невыгодно, а взять «отпуск», поставив автопарк на время «просушки» дорог «на прикол», мало кто может себе позволить.

Кроме того, у перевозчиков есть сомнения: действительно ли дороги отдыхают в это время и не превращается ли система ограничений в систему поборов? Ведь многие, желая сэкономить, рискуют и продолжают ездить без разрешений, а попадаясь, не платят штрафы в бюджет, а дают взятки «гаишникам».

Плюс, вечным остается вопросом: не легче ли изначально строить дороги, выдерживающие большую нагрузку?..

Помимо весенних, есть еще и летние ограничения для грузовиков. Они действуют тогда, когда температура воздуха поднимается выше 32°C, и заключаются в том, что тяжеловесные транспортные средства могут передвигаться по асфальтированным дорогам только в период с 22.00 до 10.00.

Постоянные ограничения

С 2013-го года действуют постоянные ограничения на въезд большегрузов в Москву и Санкт-Петербург.

Москва

Изначально пропуск для въезда на МКАД и в пределы МКАД требовался лишь в дневное время, да и то для грузовых автомобилей максимально разрешенной массой от 12 тонн. Однако с 1-го июля 2021-го года правила изменились.

Во-первых, ограничения стали действовать как в дневное (с 07.00 до 23.00), так и в ночное (с 23.00 до 07.00) время (причем для каждого временного отрезка необходимо получать свой отдельный пропуск), а во-вторых, их распространили на грузовики меньшей массы — от 3,5 тонн.

Кроме того, с 1-го января 2022-го года стала обязательной регистрация транспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки в Москве, в Региональной навигационной информационной системе (РНИС) (по ссылке).

При этом также нужно иметь в виду, что для Москвы установлена трехуровневая пропускная система:

  • пропуск на МКАД: дает возможность проехать по МКАД и в пределах МКАД; выдается автомобилям экологического класса не меньше Евро-2;
  • пропуск ТТК: можно въехать внутрь МКАД и без ограничений передвигаться по Третьему транспортному кольцу; необходимый экологический класс — не меньше Евро-3;
  • пропуск СК: можно передвигаться по всей территории Москвы; экологический класс — не меньше Евро-3.

Причем для въезда на Третье транспортное кольцо и вглубь него пропуск необходимо получать на все грузовые автомобили, грузоподъемность которых превышает 1 тонну.

Добавим также, что пропуска могут быть многоразовыми (сроком до года) и разовыми (сроком действия до 10 суток).

Но и это еще не все. Грузовики, получившие разрешение на передвижение по Москве, могут делать это только по специально выделенным улицам — т.н. «грузовому каркасу», проходящему вне жилой застройки. Свободно съезжать с «грузового каркаса» могут только автомобили разрешенной массой до 2,5 тонн. Для остальных съезд допускается лишь к местам погрузки/разгрузки при наличии документального подтверждения.

С 1-го августа 2020-го года «грузовой каркас» действует на всей территории Москвы в пределах МКАД.

Таким образом, подытожим:

  • свободно передвигаться по всей территории Москвы без какого-либо специального разрешения могут только грузовики грузоподъемностью до 1 тонны;
  • грузовикам разрешенной массой до 3,5 тонн въезд в центр города ограничен, однако они не нуждаются в пропуске для проезда по МКАД, а также в пределах между МКАД и Третьим транспортным кольцом (ТТК);
  • получать пропуск на въезд в Москву необходимо на все грузовые автомобили максимальной разрешенной массой от 3,5 тонн;
  • для въезда в центр Москвы (внутрь ТТК) предусмотрены свои отдельные условия;
  • пропускная система Москвы имеет сразу несколько ограничений: по массе, временному отрезку (день или ночь) и экологическому классу;
  • передвигаться по Москве грузовики могут только по специально отведенным маршрутам — т.н. «грузовому каркасу».

Подать заявку на пропуск можно в электронном виде через официальный сайт Правительства Москвы (по ссылке). Все услуги по его оформлению являются бесплатными.

Санкт-Петербург

В Санкт-Петербурге ограничения распространяются на грузовые автомобили разрешенной максимальной массой от 8 тонн. Правда, при этом они действуют только в одной части города (по ссылке), для въезда в которую необходимо получать специальные пропуск.

Этот пропуск может быть:

  • разовым (до пяти суток) и постоянным (сроком действия до одного года);
  • дневным (с 07.00 до 23.00), ночным (с 23.00 до 07.00) и круглосуточным.

Причем ограничения также действуют и по экологическому классу: с 28-го января 2021-го года получить разрешение на въезд в Санкт-Петербург могут только грузовики с экологическим классом не ниже Евро-3.

Выдача пропуска осуществляется в электронном виде через сайт Администрации Санкт-Петербурга (по ссылке). Услуга предоставляется бесплатно.

Одновременно остается т.н. «грузовой каркас» (перечень улиц можно найти в приложении №2 к Постановлению Правительства Санкт-Петербурга №272 от 27.03.2012), где грузовики массой от 8 тонн могут спокойно передвигаться без необходимости оформления пропуска.

Другие города

Свои ограничения на проезд грузовых автомобилей действуют и в других городах России. Где-то они тоже оформлены в виде специальной пропускной системы, а где-то просто введены в действие специальными дорожными знаками.

Так, например, в Калининграде движение грузовых автомобилей полной массой свыше 14,5 тонн осуществляется на основании маршрутных карт. Маршрутная карта выдается на каждое такое транспортное средство и содержит перечень улиц, по которым автомобиль может перемещаться, и мест, где ему разрешено останавливаться.

И если на транзитные грузовики положение о маршрутных картах распространяется в полном объеме, то для большегрузного транспорта, принадлежащего зарегистрированным в городе предприятиям и индивидуальным предпринимателям, имеются кое-какие послабления.

Такие автомобили могут обходиться без маршрутных карт в том случае, если они едут от границ окружной дороги на предприятие или с предприятия к окружной дороге. Единственное: маршрут их движения должен быть согласован с УГИБДД УВД по Калининградской области. На движение вне согласованных коридоров маршрутную карту оформлять необходимо.

За выдачу маршрутных карт ответственно МКУ «Городское дорожное строительство и ремонт». Получить ее может либо водитель автомобиля, либо представитель транспортного предприятия, либо заказчик транспортного средства. При работе на постоянном маршруте одна карта может действовать в течение 30 суток.

При этом в постановлении о введении маршрутных карт стоимость услуг за выдачу каждой такой карты определена в размере 1 320 рублей.

В свою очередь, в Екатеринбурге, например, грузовым автомобилям разрешенной массой свыше 3,5 тонн запрещено въезжать внутрь «кольца», образованного улицами:

ул. Бакинских Комиссаров – ул. Шефская – Егоршинский подход – Базовый переулок – Водительский проход – Объездная дорога – ул. Серафимы Дерябиной – ул. Токарей – ул. Халтурина – ул. Бебеля – ул. Донбасская – ул. Бакинских Комиссаров.

Эти ограничения закреплены установленными запрещающими доррожными знаками.

Под исключения подпадают грузовые автомобили без прицепов, которые обслуживают предприятия, находящиеся внутри «кольца».

Как еще ограничивается движение грузовиков?

Кроме того, к своеобразным постоянным ограничениям можно отнести:

  • необходимость получения разрешения на проезд автотранспортных средств, перевозящих крупногабаритные и/или тяжеловесные грузы;
  • плату за проезд по федеральным дорогам для грузовых транспортных средств массой свыше 12 тонн («Платон»);
  • те ограничения, которые круглый год установлены для определенных участков дорог и сопровождаются соответствующими знаками.

Разделы статей