Какими законодательными актами регулируются внутрироссийские автомобильные грузоперевозки?

На самом деле сфера автомобильных грузоперевозок регулируется десятками нормативно-правовых актов — федеральными законами, постановлениями, приказами, инструкциями и правилами, однако есть основные, на которые, по сути, и опирается отрасль.

Основы гражданско-правовых отношений в области грузоперевозок заложены в Гражданском кодексе РФ. Глава 40 «Перевозка» содержит общие положения коммерческой перевозки грузов и пассажиров, а глава 41 «Транспортная экспедиция» посвящена деятельности экспедиторов и экспедиционных компаний.

Порядок осуществления перевозок грузов автомобильным транспортом описан в Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, а основные Правила перевозки грузов автомобильным транспортом утверждены соответствующим Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 №272. Постановление содержит приложения, регламентирующие допустимые массы, габариты и осевые нагрузки транспортных средств, сроки погрузки и разгрузки, нормы заполнения транспортной накладной, заказ-наряда и сопроводительной ведомости. Также оно охватывает перечень специализированных транспортных средств, перечисление погрузочно-разгрузочных работ и список грузов, после перевозки которых транспортные средства должны быть промыты и продезинфицированы.

Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом долгое время регулировались соответствующим документом, утвержденным Министерством транспорта РФ. Однако в конце 2016-го года он утратил силу. Сделано это было для того, чтобы сократить избыточность законодательных актов и убрать те из них, которые повторяют содержание друг друга. Так, регламент перевозки опасных грузов детально описан в Европейском соглашении о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), РФ присоединилась к нему еще в 1994-м году. Теперь перевозка опасных грузов по территории России регулируется этим соглашением, а также общими Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом.

Перевозка скоропортящихся грузов, в свою очередь, осуществляется в соответствии с Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (СПС), а также общими Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом.

Требования к перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов ранее содержались в соответствующей инструкции, однако в 2014-м году она утратила силу. Затем порядок транспортировки таких грузов регламентировался Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (Приказ Министерства транспорта РФ от 15.01.2014 №7). Эти правила в отношении крупногабаритных и тяжеловесных грузов действовали до 9-го мая 2018-го года: 9-го мая 2018-го года в силу вступил Приказ Министерства транспорта от 12.01.2018 «Об утверждении требований к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и/или крупногабаритного транспортного средства». Теперь перевозка таких грузов подчиняется этому документу, а также Приказу Министерства транспорта РФ от 24.07.2012 №258 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов».

Кроме того, не следует забывать о внедрении в ноябре 2015-го года системы «Платон». Правовая основа этой системы заложена в Федеральном законе «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» (с изменениями от 07.02.2017). Порядок взимания платы определен Постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 №504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн».

Что касается требований надлежащей транспортировки, то общие основы закреплены в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения», а Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом утверждены Приказом Министерства транспорта РФ от 15.01.2014 №7.

Сфера перевозок, кроме того, регулируется Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и Приказом Министерства транспорта РФ от 20.08.2004 №15 «Об утверждении положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха для водителей автомобилей».

Деятельность экспедиционных компаний осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности», Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 №554, и Приказом Министерства транспорта РФ от 11.02.2008 №23 «Об утверждении порядка оформления и форм экспедиторских документов».

Разделы статей