ГлавнаяБаза знанийСправочник логиста

Что такое система «Платон»?

Что такое система «Платон»?

С 15-го ноября 2015-го года в России стартовала система «Платон». Она предполагает взимание платы за проезд по автомобильным дорогам федерального значения. Платить обязаны только те грузовые транспортные средства, чья масса превышает 12 тонн.

Основная причина внедрения системы — необходимость возместить ущерб, который «большегрузы» наносят дорожному полотну: средства от сборов должны идти на ремонт и строительство автомобильных дорог и развитие инфраструктуры. Однако подспудно «Платон» выполняет и другую «миссию» — выводит из «тени» перевозчиков, работающих по «серым» схемам. Таковых на рынке, кстати, по самым приблизительным подсчетам, больше половины.

Размер и порядок начисления сборов

Хотя само название «Платон» образовалось при слиянии словосочетания «плата за тонну», система не предусматривает дифференцированного подхода, учитывающего вес транспортного средства и/или количество осей.

Сразу, с 15-го ноября 2015-го года, для всех грузовиков массой свыше 12 тонн ввели единый тариф — 1,53 рубля за километр. Он считался льготным и должен был действовать на то время, пока система обкатывалась, устранялись ошибки и недочеты.

С 1-го марта 2016 года тариф собирались увеличить в два раза — до 3,06 руб. за километр, однако из-за недовольства и протестов перевозчиков правительство несколько раз меняло свои планы и откладывало повышение. Только с 15-го апреля 2017-го года установили новый размер оплаты — 1,9 рубля за километр.

С 1-го июля 2018-го года тариф должны были проиндексировать, однако за несколько дней до намеченной даты сроки индексации отложили на год — на 1-е июля 2019-го года.

С 1-го июля 2019-го года плата за 1 км официально увеличена до 2,04 рубля (начисление по новому размеру началось с 3-го июля).

При этом повышение тарифа на 14 копеек, как отметили в Правительстве, не учитывало весь объем накопленной инфляции.

Повышение должно пройти в несколько этапов: с 1-го февраля 2020-го года — еще на 16 копеек, до 2,2 рубля за километр, с 1-го февраля 2021-го года — на 15 копеек, до 2,35 рубля. Впоследствии ежегодная индексация тарифа будет проходить 1-го февраля. Планируется, что размер платы будет увеличиваться приблизительно на 4%.

Как происходит оплата?

Есть два способа оплаты — использование бортового устройства или составление маршрутной карты.

Маршрутная карта, как уже видно по названию, содержит маршрут предстоящей грузоперевозки. Перевозчик указывает пункты отправления и назначения, если необходимо — еще несколько (от одной до десяти) промежуточных точек. На основании этих данных высчитывается, сколько километров по федеральным дорогам проедет автомобиль и в какую сумму обойдется эта поездка.

Кроме того, для составления маршрутной карты обязательно нужно указать точную дату и время начала движения, а также, естественно, государственный регистрационный знак транспортного средства и номер свидетельства о его регистрации.

Оформить маршрутную карту можно как самостоятельно — через соответствующее мобильное приложение или в личном кабинете на сайте http://platon.ru, так и с помощью сотрудников Центров информационной поддержки пользователей.

Оплатить поездку нужно заранее, еще перед выездом машины на маршрут, в течение 24 часов после оформления карты и получения ее номера. Сделать это можно несколькими способами:

  • через мобильное приложение или в личном кабинете;
  • в Центре информационной поддержки пользователей, где также расположены терминалы самообслуживания «Платон»;
  • через электронный кошелек Qiwi, интернет-банк, мобильное приложение «Сбербанк Онлайн»;
  • в агентских терминалах партнеров — Qiwi и Сбербанк (правда, в этом случае придется еще заплатить комиссию).

Кроме того, средства могут быть списаны с расчетной записи владельца транспортного средства. Такая запись присваивается после регистрации в Реестре пользователей «Платон» и пополняется при помощи банковских и топливных карт, а также наличными посредством описанных выше способов.

И хотя маршрутная карта обеспечивает прозрачность процесса оплаты: можно увидеть, как проходит маршрут, сколько километров федеральных дорог он затрагивает, и проверить, верно ли рассчитана конечная стоимость, — она все равно несколько неудобна в пользовании. Водитель, осуществляющий перевозку по маршрутной карте, не имеет возможности изменить план движения: он должен строго следовать по намеченному пути, иначе — штраф. Чтобы скорректировать маршрут и при этом избежать административного взыскания, необходимо снова оформлять маршрутную карту.

И уж точно маршрутные карты не очень подходят для крупных перевозчиков с большим автопарком. Ведь документ необходимо составлять отдельно на каждую грузоперевозку, что при частых регулярных заказах — ощутимая трата времени и ресурсов. В таком случае лучше использовать бортовое устройство.

Бортовое устройство устанавливается на ветровом стекле в кабине грузового автомобиля. Оснащенное системой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, оно автоматически считывает данные о маршруте движения, а затем на основании этих данных так же автоматически происходит списание средств с расчетной записи.

Чтобы получить бортовое устройство, необходимо зарегистрироваться в системе «Платон» и заключить договор с оператором о безвозмездном пользовании.

Однако при его эксплуатации важно помнить о том, что, во-первых, прибор закрепляется за каждым конкретным транспортным средством: его нельзя отдать/продать/передарить или использовать сразу для нескольких автомобилей.

Во-вторых, так как система «Платон» предполагает предварительную оплату поездки, а списание средств происходит автоматически, необходимо постоянно следить за тем, чтобы расчетная запись не пустовала и на ней находилось достаточное количество денег для прохождения всего маршрута. В противном случае проезд будет считаться неоплаченным и перевозчик получит штраф. Кстати, чтобы облегчить контроль, можно просто настроить в личном кабинете получение уведомлений о достижении определенного порога баланса — и не волноваться.

Правда, есть возможность ездить с отсрочкой и платить уже по факту состоявшейся грузоперевозки. Но для того чтобы получить такую возможность, необходимо:

  • быть зарегистрированным в системе «Платон» не менее двух месяцев;
  • являться резидентом РФ; пользоваться бортовым устройством;
  • не иметь неоплаченных штрафов за движение по федеральным дорогам без внесения платы и просроченной (непрерывно в течение полугода) задолженности.

Все ли должны платить за проезд по федеральным дорогам?

Да, все автомобили, чья масса превышает 12 тонн. Исключения составляют только:

  • транспортные средства, предназначенные для перевозки людей (кроме грузо-пассажирских автомобилей-фургонов);
  • машины, использующиеся специальными службами — пожарной охраной, полицией, скорой помощью, аварийно-спасательными службами, военной автомобильной инспекцией;
  • транспортные средства, перевозящие вооружение и военную технику.

Почему перевозчики недовольны «Платоном»?

В принципе, платный проезд по автомобильным дорогам — вполне обычная практика для многих стран мира, причем в странах ЕС установленный тариф на порядок выше, чем в России, а платить должны транспортные средства с массой, меньшей 12 тонн, — например, 3,5-тонники и даже легковые автомобили.

Так почему же российские перевозчики никак не могут смириться с системой платных дорог и уже неоднократно выходили на протесты?

Дело, скорее, даже не столько в самом «Платоне», сколько в том неудачном времени, когда он был внедрен. После обмена санкциями между Россией и странами Запада в стране ухудшилась как общая экономическая ситуация, так и положение на рынке грузоперевозок.

Из-за того, что сократился объем автомобильных перевозок со странами ЕС, многие перевозчики были вынуждены уйти на внутренний рынок. Как следствие, рынок оказался перенасыщенным и между его игроками обострилась конкуренция, которая привела к снижению тарифов. И это тогда, когда из-за инфляции и падения курса рубля резко возросли траты на ремонт и техническое облуживание транспортных средств, увеличились выплаты по кредитам и лизингу, уменьшился вес перевозок (компании стали предпочитать покупать товар небольшими партиями), сократились доходы во всех отраслях.

Если крупные перевозчики еще могли позволить себе, пусть это и нелегко, не поднимать ставки с учетом всех возросших расходов, то мелкие существенно теряли в прибыли, а осуществляемые ими перевозки зачастую не окупали себя.

А тут вдобавок «Платон» — и издержки при необходимости тормозить увеличение тарифов возросли еще больше!

Впрочем, внедрением системы «Платон» недовольны как мелкие, так и крупные перевозчики. Однако если первые настаивают на полной ее отмене, то вторые готовы смириться с нововведением. Правда, с условием устранения всех недочетов и ошибок в системе, разработки справедливого принципа оплаты и обеспечения прозрачности освоения собранных средств.

Ведь «Платон», во-первых, учитывает только пройденное грузовым автомобилем расстояние, но никак не его массу (единственное — платить должны транспортные средства, которые весят больше 12 тонн). И получается, что 12-тонник и 20-тонник за один и тот же километраж платят одинаковую сумму, хотя нагрузка, которую последний оказывает на дорожное полотно, а соответственно, и причиненный вред (а ведь именно его возмещают!), больше.

Кроме того, перевозчикам так четко и не объяснили, как именно рассчитывали, какой ущерб грузовые автомобили наносят дорогам. Официальные лица то и дело ссылаются на разные данные и цифры, а потому возникает вопрос: имеет ли вообще «Платон» под собой исследовательскую базу?

Во-вторых, перевозчики уже платят топливные акцизы и транспортный налог. С внедрением «Платона», на их взгляд, выплаты становятся избыточными, а при этом, например, не понятно, как формируется топливный акциз и куда идут средства, собранные от транспортного налога.

Впрочем, в деле выплаты транспортного налога Правительство все-таки пошло навстречу владельцам грузовых автотранспортных средств массой свыше 12 тонн. В соответствии с Федеральным Законом №249 от 03.07.2016 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» им предоставлены существенные льготы.

Так, если сумма, выплаченная по «Платону», больше начисленного транспортного налога (или равняется ему), то транспортный налог в таком случае вообще не взимается. Если же платежи по «Платону» меньше, послабления все равно остаются: владелец транспортного средства доплачивает только разницу — между суммой транспортного налога и общей суммой сборов за проезд по платным дорогам.

Что важно, льготы предоставляются лишь в том случае, если транспортное средство зарегистрировано в системе «Платон», а плательщиком дорожных сборов и транспортного налога является одно и то же лицо.

Последнее необходимо учитывать тем, чьи автомобили находятся в лизинге. Ведь в таком случае плательщик транспортного налога — владелец автомобиля (то бишь лизингодатель), а плательщик дорожных сборов — тот, кто этим транспортом непосредственно пользуется (лизингополучатель). А значит, никаких вычетов и прочих льгот ни для кого из них не предусмотрено.

Решить, кстати, это противоречие можно с помощью Федерального Закона №164 от 29.10.1998 «О финансовой аренде (лизинге)»: в соответствии с ним транспортное средство, взятое в лизинг, может быть зарегистрировано как на имя лизингодателя, так и на имя лизингополучателя.

А вот чтобы обосновать свое право на льготы, до недавнего времени необходимо было предоставлять в налоговую инспекцию документы, содержащие сведения о:

  • владельце транспортного средства;
  • самом транспортном средстве;
  • сумме уплаченных сборов.

Теперь же дополнительные заявления от перевозчиков не потребуются: сведения из реестра «Платон» и без того ежегодно до 15-го февраля будут передаваться в Федеральную налоговую службу.

Если же продолжать говорить о недовольстве системой «Платон», то, в-третьих, перевозчики требуют ее прозрачности. Они хотят контролировать расход тех миллиардов рублей, которые посредством «Платона» внесли в Дорожный фонд, самим решать, какие мосты и дороги ремонтировать в первую очередь, и регулярно получать отчеты о ходе строительных и ремонтных работ.

Плюс, само состояние дорог и их качество. Необходимо изменить принцип и технологию строительства. Многие дороги, которые были введены в эксплуатацию несколько десятилетий назад, изначально были рассчитаны на меньшую нагрузку. Если их просто «залатать», то уже через год они вновь «зарастут» ямами, а значит, никакого смысла в возмещении ущерба нет, равно как и целесообразности в таком подходе.

В-четвертых, следует устранить все технические неисправности в системе. Потому что до сих пор нередки случаи, когда за рейс начисляется сумма больше той, на которую наездил автомобиль.

Каковы перспективы?

Насколько будут удовлетворены требования перевозчиков, неизвестно, но о том, что правительство их все-таки слышит, свидетельствуют хотя бы факты снижения суммы тарифа от изначально запланированной и предоставления налоговых льгот.

Правда, саму систему вряд ли отменят. Впрочем, перевозчики уже привыкают к новым условиям работы и даже начинают постепенно увеличивать ставки на грузоперевозки с учетом дорожного сбора.

Тем более что только за год действия «Платона» на собранные средства, по данным Росавтодора, удалось отремонтировать более 1 000 автодорог, 28 мостов и 3 путепровода.

В планах же у правительства — распространение принципа оплаты за причиненный дорогам ущерб и на грузовые автомобили меньшей массы, вплоть до 3,5-тонников. По крайней мере, слухи о подготовке такого нововведения постоянно циркулируют в прессе. Само правительство, правда, пока эту информацию отрицает и считает подобные меры преждевременными

Разделы статей