Железную дорогу планируют продлить от Нижнего Бестяха в Якутии до Магадана
6 июня 2022 г.16:48
commons.wikimedia.org
Железную дорогу могут продлить от Нижнего Бестяха в Якутии до Магадана. Как сообщает ТАСС со ссылкой на министра транспорта и дорожного хозяйства Якутии Владимира Сивцева, проект предварительно оценивается в 1,6 трлн. рублей. Строительство железной дороги протяженностью почти 2 тыс. км может занять 12 лет.
Напомним: ранее в РЖД уже заявляли о возможности строительства железной дороги до Магадана в период до 2035-го года.
Проект железнодорожной линии «Нижний Бестях – Магадан», в принципе, предусмотрен документами стратегического развития, в том числе национальной программой социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024-го года и на перспективу до 2035-го года, схемой территориального планирования РФ в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения.
«По предварительным расчетам, строительство железной дороги из Нижнего Бестяха в Якутии до Магадана оценивается в 1,6 трлн. рублей, но экономические эффекты — в два-три раза больше. Разведанные запасы [полезных ископаемых по направлению железной дроги] оцениваются в 5,2 трлн. рублей. Реализация проекта предполагает создание новых рабочих мест как на самой дороге — до 1,5 тыс., так и при реализации инвестиционных проектов — до 8 тыс.», — рассказал Владимир Сивцев.
При этом в прошлом году уже была организована специальная экспедиция, которая детально изучала вопрос предстоящего строительства железной дороги до Магадана. По результатам экспедиции специалисты Института экономики и развития транспорта готовят предварительные обоснования для инвестиций.
Варианты проекта
Согласно материалам, представленным Дирекцией развития железных дорог Восточного полигона РЖД, предварительно отобран вариант строительства железнодорожной линии протяженностью 1 979 км. Практическая реализация проекта может занять 12 лет. На участке дороги запланировано также возведение моста через реку Алдан в Якутии длиной около 3 км.
«Финансовую модель должно оценить Правительство РФ с участием регионов, РЖД, не исключая государственно-частного партнерства», — отметил заместитель генерального директора РЖД, начальник Дирекции развития железных дорог Восточного полигона РЖД Василий Фролов.
Власти Якутии также рассматривают вариант государственно-частного партнерства при строительстве новой транспортной артерии. «Это рабочий инструмент», — подчеркнул глава Кабинета министров республики Андрей Тарасенко, отметив положительный опыт компании «Эльгауголь».
Эта компания начала строить частную железнодорожную ветку в районе поселка Чумикан (Хабаровский край) в Удской губе Охотского моря для вывоза угля с Эльгинского месторождения в Якутии.
В целом, формирование всесезонной опорной транспортной сети должно обеспечить благоприятные условия для создания необходимых предпосылок для интеграции Якутии и Магаданской области в единое экономическое пространство страны и в Азиатско-Тихоокеанский регион. По мнению председателя Правительства Якутии Андрея Тарасенко, перспективным является сбыт через железную дорогу продукции зарождающейся в Якутии газовой переработки, СПГ. Он отметил, что сохраняется также экспортный потенциал угля, продукции из железной руды.
Социальный эффект
Предполагается, что строительство ветки удешевит и упростит круглогодичную перевозку грузов в северные регионы, а также ускорит социально-экономическое развитие и улучшит транспортную доступность регионов Дальнего Востока.
«Удешевление продуктов — это ключевая задача по повышению качества жизни. Кроме того, речь идет о повышении транспортной доступности. Строительство новой железной дороги создаст новые уникальные возможности как для развития экономики, так и для развития социальной сферы. Наши территории не будут безальтернативно привязаны к арктической речной навигации, зимникам, что удешевит доставку грузов, упростит логистику «северного завоза»», — подчеркнул директор департамента социального развития Дальнего Востока и Арктики Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Григорий Смоляк.
С его мнением согласен и заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александр Акимов.
«По поручению президента РФ Владимира Путина восстанавливается система «северного завоза», в осеннюю сессию в Госдуму должен быть внесен соответствующий законопроект. Система обеспечения «северного завоза» будет охватывать 25 регионов. Строительство железной дороги до Магадана позволит снизить расходы на «северный завоз», обеспечить бесперебойную доставку продовольствия, других товаров для населения северных регионов», — уточнил Александр Акимов.