Железные дороги Китая и Казахстана снова договорились развивать Транскаспийский маршрут, который идет в обход России

9 июля 2025 г.12:40

Китай и Казахстан снова договорились развивать Транскаспийский маршрут

Пресс-служба «Қазақстан темір жолы»

Железные дороги Китая и Казахстана подписали новое Соглашение о всестороннем стратегическом сотрудничестве, рассказали в пресс-службе «Қазақстан темір жолы» («Железные дороги Казахстана»). Оно главным образом предусматривает совместное развитие Транскаспийского маршрута, который связывает страны Азии и Европы в обход России. Стороны, в частности, договорились о реализации инфраструктурных проектов по увеличению пропускной способности транспортного коридора, об установлении гибкой тарифной политики, а также о внедрении цифровых технологий. Новое соглашение должно укрепить роль Казахстана как важнейшего транзитного хаба на евразийском пространстве.

«АО «НК «Қазақстан темір жолы» и Государственная корпорация «Китайские железные дороги» (КЖД) подписали Соглашение о всестороннем стратегическом сотрудничестве», — говорится в сообщении пресс-службы.

Это соглашение пришло на смену документу, заключенному в 2014-м году. Теперь оно отражает текущие приоритеты двух стран в сфере транспортной кооперации.

Основное внимание Казахстан и Китай намерены уделить развитию международных транспортных коридоров и в первую очередь — связывающих Китай и Европу, в том числе Транскаспийского международного транспортного маршрута, который идет в обход России.

Так, в частности, стороны договорились о совместных действиях в реализации инфраструктурных проектов по увеличению пропускной способности железных дорог и привлечению грузового и контейнерного потока в направлении «Китай-Европа» и обратно.

Соглашение также предусматривает установление гибкой и конкурентоспособной тарифной политики, унификацию нормативно-правовой базы для упрощения трансграничных перевозок, внедрение цифровых технологий и стандартов для повышения безопасности и автоматизации и в целом оптимизацию маршрутов, расписаний и координацию операций.

«Укрепление транспортно-логистических связей с Китаем придаст новый импульс развитию перевозок по маршруту «Китай-Европа» и повысит привлекательность Транскаспийского маршрута, усилив стратегическую роль Казахстана как важнейшего транзитного хаба на евразийском пространстве», — подчеркивают в пресс-службе «Қазақстан темір жолы».

Отметим: ключевую роль в логистике «Китай-Европа» Транскаспийский маршрут приобрел после 2022-го года с введением масштабных санкций в отношении России, поскольку, обходя Россию, он позволяет европейским странам повысить эффективность соблюдения санкционного режима.

Так, если по итогам 2022-го года грузовой поток по этому транспортному коридору составил 1,5 млн. тонн, то уже к концу 2024-го года он увеличился в три раза — до 4,5 млн. тонн.

По своей классической схеме Транскаспийский маршрут проходит через Казахстан, который непосредственно граничит с Китаем, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и через Турцию выходит на страны Европы.

Правда, его «узким» местом как раз таки является акватория Каспийского моря, поскольку, во-первых, море мелеет и есть необходимость в проведении дноуглубительных работ (они уже выполняются в казахстанских портах Актау и Курык), а во-вторых, в связи с использованием морского транспорта, требуется неоднократная перевалка грузов в пути, что увеличивает сроки доставки товаров.