Завершился третий субсидируемый каботажный рейс по Северному морскому пути
4 декабря 2024 г.10:14
Пресс-служба «Росатома»
В конце ноября завершился третий (и последний на этот год) субсидируемый каботажный рейс по Северному морскому пути, рассказали в пресс-службе Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики. Всего благодаря субсидируемым рейсам в текущем году по Северному морскому пути перевезли 25,6 тыс. тонн грузов, что на 3,5 тыс. тонн больше, чем в прошлом году. По транспортному коридору доставляют довольно широкую номенклатуру грузов — от продуктов питания до строительных материалов и оборудования, однако особое внимание уделяется т.н. «северному завозу» социально значимых товаров в труднодоступные районы.
«В 2024-м году тремя субсидируемыми рейсами, организованными Минвостокразвития России, ГК «Росатом» и ФГУП «Атомфлот», по Севморпути было перевезено 25,6 тыс. тонн грузов. Третий каботажный рейс завершился 21-го ноября», — говорится в сообщении ведомства.
В нем уточняется, что субсидируемыми рейсами по Северному морскому пути были перевезены продукты питания, стройматериалы, пиломатериалы, металлоконструкции, техника, цемент. Однако безусловный приоритет имеют социально значимые грузы в рамках т.н. «северного завоза».
Так, например, в этом году году контейнеры с социально значимым грузом вместо традиционного маршрута на восток по железной дороге до порта Владивостока с перевалкой на морской транспорт были перенаправлены в Архангельск с дальнейшей морской доставкой до портов Магадана, Корсакова и Петропавловск-Камчатского.
«Перевезенные тонны и фрахтовые единицы — это не просто груз, а обеспеченная потребность людей и инвестиционных проектов, будь то очистные сооружения из Санкт-Петербурга для отеля на Камчатке, доставить которые другими видами транспорта не получалось полгода, или модульные строения для глэмпинга на Сахалине, доставка которых иными способами малому бизнесу выходила в 3 раза дороже», — подчеркнули в министерстве.
Северный морской путь и субсидируемые рейсы
Напомним: программа субсидирования перевозок по Северному морскому пути стартовала в 2022-м году. Благодаря ей стоимость доставки по транспортному коридору приближается к железнодорожной и становится доступной для грузовладельцев.
Однако если изначально в программу были включены четыре порта для судозахода и в течение года выполнялось два рейса, то сейчас число морских гаваней увеличилось до 14, а количество субсидируемых рейсов — до трех.
Так, в частности, в этом году механизм расширили на порт Корсаков на Сахалине, а в прошлом году — на порты Архангельска и Находки.
В результате, уже в прошлом году объем перевозок по Северному морскому пути в рамках субсидируемых рейсов вырос более чем в два раза по сравнению с 2022-м годом — с 9,3 тыс. до 22,1 тыс. тонн. В текущем же году он увеличился еще на 3,5 тыс. тонн.
Субсидируемые рейсы в 2024-м году прошли по следующим маршрутам: «Архангельск – Сабетта – Корсаков – Восточный порт – Магадан – Петропавловск-Камчатский – Певек – Архангельск»; «Архангельск-Певек-Архангельск» и «Восточный – Петропавловск-Камчатский – Санкт-Петербург».
Не исключено, что в следующем году в программу включат дополнительные порты и маршруты.
Добавим также, что Северный морской путь после 2022-го года стал одним из приоритетных транспортных коридоров для России, поскольку он полностью проходит в акватории РФ и обеспечивает ей определенную независимость от санкционных ограничений других стран. Однако его использование осложняется климатическими особенностями, коротким навигационным периодом и необходимостью привлекать специальный ледокольный флот.