Законопроект внесли на рассмотрение в Государственную Думу: таможенникам готовятся предоставить право останавливать грузовики на всей территории страны
9 февраля 2022 г.10:30
Пресс-служба ФТС
Таможенным органам действительно могут дать право самостоятельно останавливать для проверки грузовые автомобили на территории всей страны. По крайней мере, соответствующий законопроект во вторник, 8-го февраля, внесли на рассмотрение Государственной Думы, а до этого он уже был одобрен Правительством РФ. Считается, что такой шаг должен усилить контроль за ввозом в Россию иностранных товаров.
Напомним: на данный момент мобильные группы ФТС уже могут самостоятельно, без участия ГИБДД, останавливать для досмотра грузовые автомобили массой 3,5 тонны и более на территории 25 регионов страны. Это — Республики Алтай, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Чечня, Алтайский и Ставропольский края, Астраханская, Брянская, Волгоградская, Курганская, Ленинградская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Псковская, Самарская, Саратовская, Смоленская, Тверская, Тюменская и Челябинская области, а также Санкт-Петербург.
То есть: главным образом те регионы, которые находятся вблизи границы России с Беларусью, Казахстаном, Грузией и странами Балтии.
Такое право таможенным органам предоставили с 2017-го года для борьбы с ввозом «санкционной» продукции. Тогда, правда, самостоятельные полномочия мобильных групп действовали в 22 регионах, но в сентябре 2018-го года им добавили еще три. Сейчас же соответствующие права представителей ФТС хотят расширить на всю страну.
В пояснительной записке к законопроекту подчеркивается, что это должно повысить контроль за оборотом социально значимых товаров и выявлением «санкционной» и контрафактной продукции, а также способствовать пресечению схем минимизации уплаты НДС в отношении товаров, задекларированных в государствах ЕАЭС и перемещаемых в рамках взаимной торговли на территорию РФ.
В принципе, таможенные органы и сейчас могут досматривать грузовые автомобили на всей территории страны, однако за пределами указанных 25 регионов они могут это делать только в тандеме с ГИБДД, поскольку во всех остальных субъектах ГИБДД иметь право останавливать для проверки транспортные средства. А если учитывать высокую загруженность этого ведомства, можно сказать, что досмотр грузовиков мобильными группами ФТС вне 25 регионов практически не осуществляется.
Помимо распространения полномочий таможенных органов на всю территорию страны, в законопроекте также уточняется, о какой именно массе транспортного средства идет речь, когда говорится о 3,5 тоннах. Это — технически допустимая максимальная масса автомобиля, хотя в действующем законе указывается снаряженная масса транспортного средства.
«В действующей редакции статьи 261 Федерального закона [«О таможенном регулировании»] указана определенная изготовителем масса комплектного транспортного средства с водителем без нагрузки (масса транспортного средства в снаряженном состоянии). В связи со спецификой осуществления контроля таможенными органами в отношении товаров (грузов) на автомобильных транспортных средствах следует учитывать массу автомобильных транспортных средств с грузом, то есть технически допустимую максимальную массу», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Кроме того, в документе уточняется порядок перемещения автомобиля на склад временного хранения или в другое место, являющееся зоной таможенного контроля. Это требуется в том случае, если таможенными органами, остановившими грузовик для проверки, было принято решение о проведении таможенного досмотра или возбуждено дело об административном правонарушении.
Переместить транспортное средство в зону таможенного контроля должен непосредственно сам водитель, а если он отказывается — уполномоченное должностное лицо таможенных органов. На такой территории автомобиль должен находиться в течение всего времени, необходимого для проведения таможенного контроля (хотя в действующем сейчас законе говорится о времени, необходимом для разгрузки грузовика).
«Указанные изменения обусловлены тем, что по результатам проведения таможенного досмотра товаров в зоне таможенного контроля с выгрузкой товаров из транспортного средства нарушения могут быть не выявлены, в таких случаях товар возвращается лицу, управляющему автомобильным транспортным средством, в связи с этим существует необходимость нахождения автомобильного транспортного средства в месте проведения таможенного контроля в течение времени, необходимого для его проведения», — объясняют авторы законопроекта.
В случае, если документ будет принят, он вступит в силу через 90 дней после официального опубликования. Таким образом, можно предположить, что право самостоятельно останавливать грузовики на всей территории страны мобильные группы ФТС получат только где-то во второй половине текущего года или вообще в начале следующего. Все зависит от того, как будут проходить слушания законопроекта в Государственной Думе.
Напомним: в тех регионах, где таможенным органам разрешено останавливать для проверки грузовые автомобили, они могут это делать только в местах, обозначенных специальным знаком — 7.14.1 «Таможенный контроль». Штраф за игнорирование требования об остановке составляет от 500 до 800 рублей.