Законопроект об индивидуализации тарифов ОСАГО принят в первом чтении

13 марта 2020 г.11:42

Законопроект об индивидуализации тарифов ОСАГО принят в первом чтении

pixabay.com

Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект об индивидуализации тарифов ОСАГО в зависимости от ряда критериев, сообщает ТАСС. Документ инициирован группой депутатов во главе с председателем Комитета Государственной Думы по финансовому рынку Анатолием Аксаковым.

При этом комитет рекомендовал отклонить правительственный законопроект об индивидуализации ОСАГО, который был ранее одобрен комитетом к первому чтению. Как сообщил Анатолий Аксаков, в случае принятия правительственного законопроекта тарифы ОСАГО, по оценкам экспертов, увеличились бы на 30%.

Согласно правительственному закнопроекту, с 1-го января 2020-го года при расчете цены полиса больше не учитывались бы коэффициент территории преимущественного использования автомобиля и коэффициент мощности транспортного средства. Вместо них одним из определяющих факторов стал бы стиль вождения страхователя.

Страховые компании получили бы право выходить за границы установленного Центральным Банком тарифного коридора в пределах 40% в обе стороны. Максимальный размер выплат за ущерб жизни и здоровью вырос бы в 4 раза — с 500 тыс. до 2 млн. рублей.

Действующая система тарификации ОСАГО не позволяет страховщикам предоставлять страхователям скидки с учетом их личностных характеристик, соблюдения правил дорожного движения и прочих значимых факторов, а также не позволяет прекратить практику субсидирования одних категорий страхователей другими, отмечается в пояснительной записке.

Законопроект предполагает переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующемуся на рыночных принципах и конкуренции, отмечается в документе.

Страховщики будут вправе самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Центральным Банком, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения правил дорожного движения.

К ним будут относиться превышение скорости более чем на 60 км/ч, проезд на красный свет, выезд на встречную полосу и управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. Все эти нарушения должны быть зафиксированы сотрудником ДПС, а не дорожными камерами.

Другие принципы тарифообразования останутся без изменений.

При этом проектом федерального закона сохраняется ограничение на максимальный размер страховой премии по договору ОСАГО. Как отметил ранее Анатолий Аксаков, тарифный коридор расширяться не будет, как предполагалось ранее в правительственном варианте аналогичного законопроекта.

В проект закона включены новые нормы, в частности необходимость размещения на сайтах страховщиков калькуляторов для обеспечения возможности расчета страховой премии, а также обязанность потерпевшего автовладельца информировать страховщика о месте, дате и времени проведения независимой технической экспертизы.

«Принятие и реализация проекта федерального закона позволит улучшить качество предоставляемых услуг по ОСАГО, повысить культуру страхования посредством регулирования ОСАГО, в большей степени позволяющего страхователям и страховщикам определять условия страхования с учетом своих законных интересов и индивидуальных особенностей», — считают авторы документа.

В случае принятия документ вступит в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования. Предусматривается приостановление до 31-го декабря 2020-го года действие нормы базового закона о том, что срок действия установленных Банком России предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов не может быть менее одного года.

Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов и коэффициенты страховых тарифов, установленные Банком России в период приостановления действия этих норм, не учитываются для исчисления срока действия страховых тарифов, определенного законопроектом.

Положения законопроекта применяются к отношениям между потерпевшими, страхователями и страховщиками, возникшим из договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенных после вступления законопроекта в силу.

Законопроект рассматривается в рамках реформы ОСАГО, которая началась в январе 2019-го года.