Водители легковых автомобилей начали получать штрафы за перевес
12 ноября 2025 г.13:06

Росавтодор
Владельцы легковых автомобилей все чаще стали получать значительные штрафы за превышение весогабаритных параметров, допустимых для грузовых транспортных средств. Об одном из таких случаев рассказали в издании «Известия», ознакомившись с постановлением, которое, кстати, пришлось отменять через суд. Причиной штрафа стало использование водителем грузовика дубликата номера для прохождения автоматического контроля. Причем игроки рынка отмечают, что подобная практика в последнее время действительно распространяется, в том числе и потому, что многие весогабаритные «рамки» работают некорректно и даже добросовестные перевозчики могут получить штраф до 600 тыс. рублей, который практически нереально обжаловать.
Такой вот штраф на сумму в 600 тыс. рублей в мае этого года получил владелец легкового автомобиля Chevrolet Lacetti за превышение допустимых габаритов на 0,79 метра (то есть, по сути, за перевозку крупногабаритного груза), рассказали в «Известиях». На фотографии, приложенной к постановлению, значится магистральный тягач Kenwort Т200, однако его регистрационные номера действительно совпадают с номерами Chevrolet Lacetti.
Как подтвердили изданию представители логистического рынка, подобные схемы по использованию перевозчиками дубликатов номеров действительно в последнее время встречаются все чаще.
Причем, по мнению экспертов, к ним могут прибегать не только те, кто, пытаясь больше заработать, сознательно идет на перевес, но и добросовестные перевозчики, которые выполняют нормы, но все равно рискуют получить штрафы из-за некорректной работы автоматических пунктов весогабаритного контроля.
О том же, что весогабаритные «рамки», которых на дорогах России уже насчитывается более 570, довольно часто работают некорректно, свидетельствует даже недавний отчет Счетной палаты. По данным ведомства, в 2024-м году около половины всех установленных автоматических постов в стране не функционировали и причинами их неработоспособности были дефекты дорожного покрытия в зоне контроля и поломки оборудования.
Однако для того чтобы такие дефекты были выявлены, необходимы регулярные реальные проверки весогабаритных «рамок». Пока же такие проверки не выполнены, перевозчики, даже ничего не нарушая, продолжают получать штрафы, которые затем практически невозможно обжаловать, поскольку необходимо доказать некорректность взвешивания в условиях, когда, по документам, последняя поверка оборудования ошибок в его работе не зафиксировала.
Недавно, к слову, представители ассоциации «Грузавтотранс» обратились к президенту РФ с просьбой провести тотальный контроль всех автоматических постов.
Однако пока такой контроль запустят (если вообще запустят), перевозчикам для того, чтобы доказать свою правоту и неправоту оборудования, приходится прибегать порой к крайним мерам.
Так, например, в августе этого года перевозчики, чтобы обратить внимание на проблему, перекрывали подъезд к весогабаритной «рамке», расположенной на восточном обходе Челябинска.
И, кстати, только вот сейчас, в начале ноября, как рассказали в АСМАП, наконец-то в присутствии представителей прокуратуры была проведена проверка этого автоматического поста.
Как можно решить проблему?
Чтобы решить проблему с некорректной работой весогабаритных «рамок», как уже неоднократно отмечали представители рынка, необходимо создать единую базу всех постов весогабаритного контроля с открытыми данными о выполнении поверок оборудования, при этом также прописать конкретные требования к таким проверкам и увеличить их частоту.
Законопроект о создании подобной единой системы уже есть, однако его рассмотрение пока отложено.
Что касается получения владельцами легковых автомобилей неправомерных штрафов за грузовых перевозчиков, то в Росстранснадзоре на запрос «Известий» ответили, что в принципе не оформляют постановление, если на фото изображен не грузовик.
Однако реальный факт, описанный в публикации издания, говорит о том, что подобные постановления все-таки случаются. Причем владельцу Chevrolet Lacetti, чтобы отменить штраф в размере 600 тыс. рублей, несмотря на всю несуразность наказания, пришлось обращаться в суд.
Исключить использование дубликатов номеров могло бы усиление интеграции системы автоматического весогабаритного контроля с базой данных ГИБДД с тем, чтобы проверка выполнялась не только по государственному номеру, но также по типу кузова, цвету, VIN-номеру и пр., считают опрошенные «Известиями» эксперты.
Кроме того, следует ужесточить наказание за использование заведомо подложных номеров.
В противовес максимальному штрафу в 600 тыс. рублей за превышение допустимых весогабаритных параметров, штраф за установку заведомо подложных номеров для водителей составляет 2,5 тыс. рублей.
Единственное, для юридических лиц санкции в таком случае могут достигать 500 тыс. рублей, но то, что номер был подменен именно по указанию руководства компании, еще надо доказать...
