Перевозчики просят провести тотальную проверку всех весогабаритных «рамок» в России
6 ноября 2025 г.17:14

Росавтодор
Представители ассоциации «Грузавтотранс» обратились к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой запустить тотальную проверку всех автоматических пунктов весогабаритного контроля грузовиков. Видеообращение опубликовано на странице объединения в социальной сети «ВКонтакте». В пример перевозчики приводят весогабаритную «рамку», расположенную на трассе М-5 «Урал» в районе города Чебаркуля в Челябинской области, по чьим замерам владельцы грузовиков регулярно получают ошибочные штрафы. При этом в ассоциации подчеркивают, что такая проблема актуальна для всей страны. Правда, в ФКУ Упрдор «Южный Урал», в чьем подчинении находится участок трассы, где установлена проблемная «рамка», уверяют, что оборудование недавно прошло поверку и работает исправно. Вместе с тем в июле этого года был опубликован отчет Счетной палаты РФ, который тоже показал, что как минимум половина автоматических постов в России функционирует с нарушениями.
Опубликованное видео снято в районе города Чебаркуля на 1795-м километре трассы М-5 «Урал», где расположена проблемная «рамка» весогабаритного контроля. Однако в своем обращении представители ассоциации «Грузавтотранс» подчеркивают, что на самом деле проблема с проведением автоматического весогабаритного контроля грузовиков в стране носит системный характер.
По словам президента ассоциации Владимира Матягина, ежедневно в России выписывается порядка 1 тыс. штрафов за превышение допустимых весогабаритных параметров, но «подавляющее большинство» из них являются ошибочными из-за некорректной работы оборудования.
Так, например, «рамки» фиксируют превышение габаритов всего лишь из-за раздутого тента. Или обнаруживают перевес из-за дефектов дорожного покрытия. Довольно часто не функционирует информационное табло возле автоматических постов, из-за чего перевозчики узнают о превышении и штрафе только спустя 1,5-2 месяца, подчеркивается в видео.
При этом, по мнению Владимира Матягина, основная проблема состоит не в технологиях, а в чиновниках, которые подписывают акты поверки весогабаритных «рамок» не выезжая на места и даже не выходя из кабинетов.
Как следствие, в ассоциации просят Владимира Путина запустить тотальную проверку автоматических пунктов весогабаритного контроля с тем, чтобы «навести наконец-то порядок в этой сфере».
А «рамка» якобы прошла поверку
Что касается конкретно той «рамки», возле которой снято видеообращение и которая является примером существующей проблемы, то в пресс-службе ФКУ Упрдор «Южный Урал», в чьем подчинении находится участок трассы М-5 «Урал» в Челябинской области, на запрос информационного агентства ТАСС ответили, что «рамка» уже прошла неоднократную проверку, которая не выявила каких-либо нарушений в ее работе.
«Проверка пункта, расположенного на участке трассы М-5 «Урал» (1795-й километр), проводилась в присутствии представителей прокуратуры Челябинской области и Ространснадзора по Уральскому федеральному округу. Проверка показала, как и ранее проводимые проверки, полное соответствие пункта предъявляемым требованиям», — говорится в ответе пресс-службы.
Причем в нем также подчеркивается, что общественные организации не должны использовать тему автоматического весогабаритного контроля «для целей продвижения собственных публичных мероприятий и пиара, не связанных с реальной защитой прав пользователей автодорог».
Но проблема-то действительно есть
И о ней говорят не только перевозчики, который действительно не заинтересованы в том, чтобы платить большие штрафы (а максимальный штраф по весогабаритному контролю может достигать 600 тыс. рублей), но и недавний отчет Счетной палаты.
В июле этого года был опубликован доклад Счетной палаты по итогам проведенной в 2024-м году проверки автоматических постов весогабаритного контроля. В соответствии с докладом из 579 установленных в стране «рамок» больше половины не функционируют. Причем основными причинами их неработоспособности как раз таки являются дефекты дорожного покрытия в зоне контроля и поломки оборудования.
Решить эту проблему могло бы создание единой автоматизированной системы весогабаритного контроля, которая содержала бы в открытом доступе данные по всем постам (как на федеральных трассах, так и на региональных дорогах), в том числе отчеты о проведении поверок оборудования.
Такую систему в России действительно намерены запустить. Планировалось, что она начнет работать уже с 1-го сентября следующего года. Однако рассмотрение законопроекта о ее создании пока отложено.
