Владимир Путин дал старт строительству ВСМ «Москва – Санкт-Петербург»

15 марта 2024 г.11:41

Владимир Путин дал старт строительству ВСМ «Москва – Санкт-Петербург»

kremlin.ru

В четверг, 14-го марта, президент РФ Владимир Путин дал старт строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) «Москва – Санкт-Петербург». Дорогу должны ввести в эксплуатацию в 2028-м году. Она возьмет на себя пассажирское сообщение между двумя городами и тем самым освободит действующую колею для грузовых перевозок.

«Флагманским, стартовым этапом здесь, как уже говорил, станет именно магистраль между Москвой и Санкт-Петербургом. Она пройдет по территории шести субъектов Федерации, в которых проживает около 30 млн. человек. Это порядка 20% всего населения России», — подчеркнул Владимир Путин в ходе торжественной церемонии, в которой он принял участие по видеосвязи из Ново-Огарево.

При этом глава государства отметил, что вслед за ВСМ «Москва – Санкт-Петербург» высокоскоростные маршруты соединят и другие регионы России и тем самым будут способствовать росту туризма и деловой активности.

Напомним: проект строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали в России обсуждается уже на протяжении нескольких лет. Изначально это должна была быть дорога между Москвой и Казанью, однако на первом этапе от ее реализации отказались из-за недостаточного пассажиропотока.

Тогда было решено провести высокоскоростную магистраль между Москвой и Санкт-Петербургом. Правда, в 2021-м году работы приостановили и в этом направлении, ограничившись только входами в столицы.

Проект «заморозили» из-за его достаточно высокой стоимости: строительство ВСМ «Москва – Санкт-Петербург» оценивается как минимум в 1,7 трлн. рублей.

Сейчас же его планируют реализовать в рамках концессионного соглашения, которое в настоящее время проходит согласование в Правительстве. В финансировании примут участие «Сбербанк России» и «ВЭБ.РФ». По словам председателя правления «Сбербанка» Германа Грефа, на данный момент уже собран инвестиционный пул на сумму в 1,5 трлн. рублей.

«Практически все механизмы финансирования готовы, и мы готовы начать финансирование строительства совместно с «ВЭБ» по механизму Фабрики проектного финансирования завода уже. И дальше, конечно, уже строительство железнодорожного пути», — подчеркнул он в ходе торжественной церемонии.

При этом Герман Греф пояснил, что проект ВСМ «Москва – Санкт-Петербург» должен довольно быстро окупиться, поскольку на территории, где пройдет магистраль, потянется бизнес «как под промышленное, так и под гражданское строительство».

«Для таких регионов, как Тверь, Новгород, областных территорий, потенциал развития будет просто огромным. Земли, которые в общем сегодня не имеют ценности, будут обладать огромной инвестиционной ценностью», — отметил глава «Сбербанка».

«Если взять за прообраз Китай, то в Китае рост ВРП в регионах, которые объединены высокоскоростной магистралью, на 20% быстрее, чем на всех остальных территориях. В общем, даже зависимость такова, что в развитых территориях ВРП растет примерно на 15% быстрее, а в депрессивных территориях растет на 25-30% быстрее, чем по всей остальной стране», — уточнил он.

В целом, ВСМ «Москва – Санкт-Петербург» возьмет на себя исключительно пассажирское сообщение. Она сократит путь между двумя столицами с нынешних 4 часов 05 минут до 2 часов 15 минут. Возможный пассажиропоток оценивается в 23 млн. человек в год.

Однако при этом действующая железнодорожная колея освободится для грузовых перевозок, что позволит существенно нарастить их объем.

По словам главы «РЖД» Олега Белозерова, перенаправление пассажирских и грузовых потоков между Москвой и Санкт-Петербургом даст возможность дополнительно вывозить в порты северо-запада до 30 млн. тонн грузов из 18 регионов России.

Ранее сообщалось, что высокоскоростную железнодорожную магистраль «Москва – Санкт-Петербург» должны полностью запустить для движения в 2028-м году. После этого не исключено, что аналогичный проект начнут развивать между Москвой и Нижним Новгородом и тем самым откроют выход скоростному движению на восток.