Владельцев АЗС хотят обязать устанавливать зарядные станции для электромобилей. Однако это требует многомиллионных издержек

30 августа 2023 г.11:35

Владельцев АЗС хотят обязать устанавливать зарядные станции для электромобилей

pxhere.com

В Министерстве экономического развития РФ сейчас прорабатывают новые требования для владельцев АЗС, которые могут сделать обязательной установку зарядных станций для электромобилей. С одной стороны, это, конечно, будет способствовать развитию электрического транспорта в стране, однако с другой, как подчеркивает Михаил Крапивной, генеральный директор производителя быстрых зарядных станций Edison Technologies, такое требование рискует обернуться многомиллионными издержками для владельцев АЗС. Вместе с тем несколько лет назад Правительство РФ уже пыталось сделать обязательными зарядные станции на АЗС, однако тогда из этой идеи ничего не вышло.

Как поясняет Михаил Крапивной, на самом деле сейчас из бюджета выделяются субсидии на установку зарядных станций для электромобилей (ЭЗС): до 1,86 млн. рублей — на покупку самой станции и до 900 тыс. рублей — на ее техническое присоединение. Однако эти выплаты не способны покрыть хотя бы значительную часть расходов.

«Средняя стоимость быстрой ЭЗС на рынке составляет 2-3 млн. рублей, — уточняет генеральный директор Edison Technologies. — На каждую АЗС нужно хотя бы 3-5 быстрых ЭЗС. Это — оптимальное количество, позволяющее избежать очередей».

Но дело не только в количестве станций. Их подключение требует немалых дополнительных затрат, подчеркивает Михаил Крапивной.

Так, в частности, при имеющейся технической возможности подключения стоимость технического присоединения на трассе составляет минимум 5 млн. рублей за 150 кВт, в то время как коммерчески приемлемая цена — меньше 2 млн. рублей.

Если же возможности подключения ограничены, то стоимость может превысить и 30 млн. рублей, поскольку лишь малая часть АЗС в России имеет свободные электросетевые мощности, необходимые для установки быстрых ЭЗС.

При этом следует учитывать, что, помимо покупки самой станции и ее технического подключения, стоимость установки ЭЗС предусматривает и многие другие расходы:

  • приобретение прав на место установки (земельный участок или часть объекта недвижимости при размещения на стене или иной конструкции);
  • проектно-изыскательские работы;
  • строительно-монтажные работы;
  • дополнительное оборудование, включая транспортно-заготовительные расходы;
  • пусконаладочные работы.

Таким образом, установка зарядной станции для электромобилей в любом случае требует немалое вложение средств. А так как сейчас лишь 10-15% АЗС в стране имеют свободные мощности, необходимые для установки быстрых ЭЗС, большинство владельцев АЗС рискуют столкнуться с многомиллионными расходами только на развитие инфраструктуры, подчеркивает генеральный директор Edison Technologies.

Для всех ли зарядные станции сделают обязательными?

Вместе с тем на данный момент четкие критерии, на каких именно АЗС установку зарядных станций для электромобилей сделают обязательной, не определены.

В Министерстве экономического развития отмечают, что, скорее всего, это будут АЗС на ключевых федеральных трассах, где проходит наибольший автомобильный трафик.

При этом в ноябре 2016-го года в Правительстве РФ уже приняли подобное постановление, которое обязывало владельцев АЗС устанавливать зарядные станции, однако потом его отменили, поскольку четкие технические критерии для размещения ЭЗС так и не были озвучены.

В итоге, на некоторых АЗС, где все-таки следовали требованиям нормативно-правового акта, просто сделали медленные зарядки, которые, естественно, никак не подходят движения в междугороднем сообщении.