В «РЖД» заявили о намерении осваивать Африку

22 мая 2025 г.16:25

В «РЖД» заявили о намерении осваивать Африку

Пресс-служба ОАО «РЖД»

«Российские железные дороги» («РЖД») изучают возможности реализации проектов строительства и модернизации железнодорожной инфраструктуры в Буркина-Фасо, Гане и ЮАР. Об этом сообщил первый заместитель главы холдинга Сергей Павлов в ходе заседания в Государственной Думе экспертного совета по вопросам развития и поддержки всестороннего партнерства со странами Африки. При этом в компании в принципе выступают за то, чтобы продлить транспортный коридор «Север-Юг» до африканского континента и активно участвовать в этом процессе.

«В настоящее время изучаем возможности по реализации проектов строительства и модернизации железнодорожной инфраструктуры в отдельных странах. Именно это — Буркина-Фасо, Гана и ЮАР, но и ждем нормализации ситуации в Ливии», — рассказал Сергей Павлов.

При этом он отметил, что «РЖД» готовы предлагать африканским партнерам весь комплекс услуг — от технического обоснования до строительства и поставок техники. На данный момент холдинг сотрудничает с профильными российскими ведомствами и структурами поддержки внешнеэкономической деятельности для решения вопросов финансирования и обеспечения взаиморасчетов.

Одновременно компания в принципе готова подключиться к продлению международного транспортного коридора «Север-Юг» в направлении Африки.

«С учетом потенциала развития торговли со странами [Африки] мы видим перспективы дальнейшего развития и продления международного транспортного коридора «Север-Юг» в направлении Африки с созданием соответствующей транспортной инфраструктуры. Готовы активно подключиться к этой работе совместно с заинтересованными российскими эконом-операторами и логистическими компаниями», — подчеркнул Сергей Павлов.

По его словам, «РЖД» — одна из крупнейших транспортных компаний, которая принимает непосредственное участие в обеспечении стабильного мультимодального грузового сообщения со странами Африки, доставляя грузы к портам северо-запада Азова-Черноморского бассейна, откуда далее они идут на африканский континент.

«Такие страны, как Египет, Алжир, Кения, Нигерия, ЮАР, наряду со странами Ближнего Востока, входят в число основных направлений экспорта российского зерна. В прошлом году мы перевезли почти 8 млн. тонн этих грузов. И для России также огромное значение имеют и поставки полезных ископаемых из Африки», — заключил первый заместитель главы «РЖД».

Напомним: изначально международный транспортный коридор «Север-Юг» был создан по инициативе Индии для сокращения сроков доставки товаров в Европу. Однако с введением масштабных санкций в 2022-м году этот логистический маршрут стал одним из приоритетных для России, поскольку он обеспечивает выход на рынки т.н. «дружественных» стран, а также дает альтернативный доступ к Мировому океану — через иранские порты.

Транспортный коридор имеет три ветки — восточную («Россия-Казахстан-Туркменистан-Иран»), центральную («Россия – акватория Каспийского моря – Иран») и западную («Россия-Азербайджан-Иран»).

На данный момент железнодорожное сообщение развито только на восточном маршруте. На западной ветке для полноценных железнодорожных перевозок необходимо достроить участок «Решт-Астара», соединяющий между собой Иран и Азербайджан.

Проект строительства этой железной дороги Иран реализует как раз таки совместно с Россией. Так, буквально на прошлой неделе был дан старт изыскательским работам на участке.

Когда начнется непосредственное строительство, пока точно неизвестно, однако, по планам, дорогу длиной около 160 км должны открыть в начале 2028-го года. С ее запуском объем перевозок по всем веткам транспортного коридора «Север-Юг» может вырасти почти в два раза.