Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на весь 2019 год

В Москву могут запретить въезд автомобилей низкого экологического класса

29 января 2019 г.20:07

В Москву могут запретить въезд автомобилей низкого экологического класса

Станислав Красильников/ТАСС

Москва стала первым регионом, руководство которого публично объявило о намерениях воспользоваться нормой законодательства о запрете въезда автомобилей низкого экологического класса в определенные районы города. Мэр столицы Сергей Собянин поддержал соответствующую инициативу Совета по правам человека при Президенте РФ (СПЧ). По информации издания «Коммерсантъ», Правительство поручило к 4-му марта подготовить «дорожную карту» введения таких ограничений в Москве и Санкт-Петербурге. Районы с ограниченным въездом пока не называются, но известно, что контролировать проезд будут камеры.

«Правительство Москвы готово оказать содействие в решении вопроса по введению в городе зон с ограничением въезда транспортных средств низких экологических классов в отношении всех транспортных средств, администрируемых средствами фотовидеофиксации», — сказано в письме мэра Москвы Сергея Собянина в адрес СПЧ, который также выразил признательность совету за экологическую инициативу.

В октябре 2018-го года, напомним, СПЧ выработал рекомендации по борьбе с загрязнением воздуха на востоке Московского региона для Министерства природных ресурсов и экологии, Государственной Думы и столичной мэрии. Правительству Москвы, в частности, предлагалось «определить местоположение зон, требующих закрытия для въезда транспорта низкого экологического класса», и установить категории автомобилей, на которые распространяются ограничения.

Рекомендации совета были направлены Президенту, и тот в конце декабря 2018-го года поручил рассмотреть их председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву и мэру Москвы Сергею Собянину. 23-го января вице-премьер Максим Акимов поручил Правительству Москвы и Санкт-Петербурга в лице Сергея Собянина и Александра Беглова вместе с Министерством транспорта, МВД, Министерством промышленности и торговли и Министерством природных ресурсов и экологии до 4-го марта проработать и представить «дорожную карту» введения зон ограничения движения транспорта низких экологических классов в Москве и Петербурге, подтвердила «Коммерсанту» представитель Максима Акимова Алия Самигуллина.

Идея введения экологических зон для транспорта обсуждается в Москве более десяти лет. Правительством Юрия Лужкова даже был подготовлен соответствующий закон, но его так и не приняли. Тем не менее в июле 2018-го года в ПДД появились новые знаки, ограничивающие движение автомобилей с низким экологическим классом. 30-го декабря 2018-го года, в свою очередь, вступил в силу закон «Об организации дорожного движения», позволивший регионам вводить ограничения на проезд транспорта в зависимости от экологического класса.

Вместе с тем, по данным агентства «Автостат», на начало 2018-го года треть автопарка РФ оборудована двигателями классом менее «Евро-2».

Ответственным лицом за проработку вопроса экологических ограничений на въезд в Москву назначен вице-мэр Максима Ликсутова. Районы, где необходимы подобные ограничения, пока не называются.

Эксперт «Гринпис России» Василий Яблоков считает, что ограничения должны распространяться на все районы столицы с плотной жилой застройкой. «Логично начинать вводить ограничения с центра, где ежедневно бывает больше всего людей, — пояснил он. — Для поддержания социальной справедливости нормы должны распространиться на весь город». Василий Яблоков также отмечает, что ограничения на въезд автомобилей с двигателями классов «Евро-3», «Евро-2», «Евро-1» и «Евро-0» приведут к снижению на 22-27% загрязнения воздуха к 2030-му году при условии, что эта мера будет сочетаться с развитием общественного транспорта, велосипедной и пешеходной инфраструктуры.

Вместе с тем реализация инициативы сопряжена с рядом сложностей. Во-первых, чтобы введенные в прошлом году в ПДД нормы могли применяться, нужно изменить ГОСТ. СПЧ в своих рекомендациях говорит об этом. Во-вторых, неясно, как контролировать проезд старых автомобилей.

Комплексы видеофиксации руководствуются данными информационной системы ГИБДД. Однако данные об экологическом классе двигателя начали вноситься в свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС) лишь с 2011-го года. Таким образом, система видеофиксации не сможет распознать экологичность автомобилей, выпущенных ранее (хотя двигатель такой машины может быть относительно высокого класса — например, «Евро-4»). При этом с 1-го июля 2021-го года вступит в силу пункт ПДД, где четко прописано: автомобилям, у которых в СТС не указан экологический класс, под соответствующий знак проезжать запрещено. Штраф составляет 500 рублей.

В рекомендациях СПЧ фигурирует также идея ограничения скорости на «магистральных улицах непрерывного движения» (до 80 км/ч), на «магистральных улицах регулируемого движения» (до 50 км/ч), на «улицах местного значения» (до 30 км/ч). Предложено также ввести «систему регулирования и ограничения движения автотранспорта при наступлении неблагоприятных метеорологических условий (НМУ)».

«Ограничение движения транспорта при наступлении НМУ для Москвы неприменимо и носит, скорее, рекомендательный характер», — заявил на это столичный вице-мэр Петр Бирюков. Чиновник заметил, что в Москве сегодня уже реализуется «комплекс мер», направленных на снижение выбросов автомобильного транспорта, с «доказанной эффективностью», среди которых — развитие общественного и электротранспорта, различные ограничения для грузовиков.