В Министерстве транспорта РФ подтвердили, что перевозчики из ЕАЭС могут выполнять каботажные перевозки по территории России

11 сентября 2025 г.10:52

Перевозчики из ЕАЭС могут выполнять каботажные перевозки по территории России

Росавтодор

В Министерстве транспорта РФ подтвердили, что с 1-го сентября 2025-го года в России запустили механизм каботажных автомобильных перевозок грузов. Он, правда, доступен только перевозчикам из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — Беларуси, Армении, Казахстана и Кыргызстана. На каждую такую перевозку необходимо получить разрешение от Ространснадзора. Заявка подается через Портал каботажных автомобильных перевозок грузов на ГИС ЭПД. Этот портал тоже уже функционирует.

«С 1-го сентября 2025-го года вступил в силу механизм каботажных автомобильных грузоперевозок для транспортных компаний из стран Евразийского экономического союза. В соответствии с приказом Минтранса России от 11.11.2024 №398 перевозчики стран ЕАЭС смогут выполнять внутрироссийские каботажные перевозки», — говорится в сообщении Министерства транспорта РФ.

В нем подчеркивается, что для этого необходимо зарегистрироваться на портале Государственной информационной системы электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД) и подать через нее заявку на перевозку.

Речь идет о Портале каботажных автомобильных перевозок грузов (по ссылке), который функционирует на базе ГИС ЭПД. Через него следует подавать заявку в Ространснадзор для того, чтобы в принципе получить разрешение на каботаж.

Без такого разрешения перевозчика из ЕАЭС, во-первых, ждет штраф в размере от 100 тыс. до 150 тыс. рублей, а во-вторых, отстранение на один год от возможности осуществлять каботажные перевозки по территории России.

Чтобы получить разрешение, в заявке необходимо указать информацию о перевозке (место погрузки и выгрузки, вид груза, его наименование, количество, вес и пр.), а также обосновать ее логическую последовательность — попутное направление к месту следующей загрузки или возвращение транспортного средства на территорию государства регистрации.

Для такого обоснования требуется приложить транспортную накладную, подтверждающую выполнение предыдущего рейса, а если предыдущий рейс был международным — еще и иностранные разрешения.

Всего в рамках одного обратного рейса перевозчик из ЕАЭС может выполнить максимум три каботажные перевозки, причем совокупно на них дается не более семи календартных дней с момента разгрузки на территории РФ после международной доставки товаров.

Выход за указанные лимиты тоже грозит штрафом и временным отстранением от каботажа.

«Новый портал для каботажных автомобильных перевозок позволяет централизованно собирать заявки и информацию по ним, принимать решения о разрешении или отказе в перевозке, а также обеспечивает безопасность и сохранность данных. Благодаря этому сокращается количество порожних пробегов в общем объеме международных перевозок и время простоя транспорта, повышается эффективность работы компаний и улучшается контроль со стороны надзорных органов», — прокомментировал запуск механизма директор Департамента цифрового развития Министерства транспорта России Артем Юренков.

Стоит напомнить, что на самом деле закон, разрешающий перевозчикам из ЕАЭС выполнять каботажные перевозки по территории РФ, вступил в силу еще с 1-го марта этого года. Однако его применение на практике задерживалось как раз таки неготовностью соответствующего портал на ГИС ЭПД.

Кроме того, только с 1-го сентября начали действовать поправки в КоАП за нарушение правил каботажа.