В Казахстане введут контроль за использованием дозволов

12 июля 2024 г.11:51

В Казахстане введут контроль за использованием дозволов

Официальный портал государственных органов Республики Казахстан

Как сообщили в Министерстве транспорта Казахстана, ведомство уже внесло изменения в систему распределения разрешений на международные грузовые перевозки. Правда, в пресс-службе не уточнили, когда новые правила вступят в силу. Однако там подчеркнули, что в результате в стране будет введен контроль за использованием дозволов, а их выдачу переведут в автоматический режим, что должно исключить коррупционный фактор. Кроме того, при распределении разрешений уберут приоритетный порядок: дозволы будут выдавать вне зависимости от прежней активности транспортной компании, а по факту конкретной перевозки.

По действующим правилам, 50% полученных иностранных дозволов закрепляются за определенным кругом перевозчиков, которые показали большую активность за предыдущий год работы, и только остальные 50% распределяются между всеми перевозчиками на рынке, имеющими международный допуск.

В результате, как отмечают в Министерстве транспорта Казахстана, такая система ограничила свободу конкуренции на рынке, способствуя созданию искусственного дефицита бланков разрешений. Дозволы преимущественно выдавались перевозчикам, которые долгое время работали на международных перевозках, а другим перевозчикам было сложно получить разрешение даже при наличии груза для перевозки.

При этом дозволы выдавались сроком на 100 календарных дней в виде пустых бланков, что также создавало предпосылки для их перепродажи на теневом рынке.

Так, например, ранее в ведомстве рассказывали, что до реформирования системы получения китайских разрешений (сейчас они выдаются в электронном виде непосредственно на границе по факту конкретной перевозки) один бланк перепродавали чуть ли не за 3 тыс. долларов, в то время как официально сбор за его выдачу составлял около 8 долларов.

Новые правила, как рассчитывают в ведомстве, должны исключить все эти коррупционные и теневые факторы и обеспечить прозрачность системы.

Так, во-первых, отменяется порядок закрепления бланков разрешений за определенными компаниями. Дозволы будут выдаваться по факту конкретной перевозки, а запрос на их получение необходимо будет подавать через Центр обслуживания населения на каждое транспортное средство отдельно.

Кроме того, бланк теперь не будет пустым — в нем будет указываться конкретное физическое или юридическое лицо, получившее дозвол, что должно предотвратить перепродажу бланков на теневом рынке.

Одновременно сокращается срок действия одного разрешениясо 100 до 30 календарных дней.

При этом через информационную систему «Беркут» будет фиксироваться выезд и въезд грузового автомобиля, получившего дозвол, что позволит удостовериться, что выданное разрешение действительно было использовано.

Если же выданный бланк все-таки был передан или продан другому перевозчику, то провинившихся перевозчиков на полгода в принципе отстранят от возможности получить иностранное разрешение.

«Ожидается, что данные меры полностью исключат человеческий фактор и обеспечат прозрачность системы», — заключают в ведомстве. Правда, там не уточняют, когда именно новые правила вступят в силу.