В Казахстане могут вообще отменить запрет на доставку грузов в страну с перегрузкой или перецепкой в пути
7 марта 2024 г.15:21
Комитет национальной безопасности Республики Казахстан
В Казахстане проанализируют влияние на рынок международных автомобильных перевозок запрета на доставку грузов в страну с перецепкой или перегрузкой в пути и, в результате, могут этот запрет в принципе отменить. По крайней мере, подобное следует со слов председателя Комитета автотранспорта и транспортного контроля республики Алтая Али. Накануне он провел брифинг для местных перевозчиков, где среди прочего ответил на их наболевшие вопросы.
Напомним: на данный момент запрет на доставку грузов в Казахстан с перецепкой или перегрузкой в пути не действует только в отношении перевозчиков из стран ЕАЭС (Казахстан, Кыргызстан, Россия, Беларусь и Армения). Исключения были введены в феврале сроком до конца 2024-го года.
Прежде запрет также отменяли в 2022-м и в 2023-м годах: в 2022-м году — для перевозчиков из ЕАЭС, в 2023-м году — для перевозчиков из России и Казахстана, а также из Беларуси. Правда, для последних льготы в октябре прошлого года досрочно приостановили.
В целом же, запрет был установлен в 2017-м году и, как отметил заместитель председателя Комитета автотранспорта и транспортного контроля Казахстана Селим Куанышулы, нигде в мире до этого не практиковался.
Видимо, таким образом в республике рассчитывали защитить свой рынок от иностранных перевозчиков. Однако поскольку запрет на перецепку/перегрузку действовал и в отношении местных компаний, в результате он «отрицательно повлиял на общий рынок международных перевозок Казахстана».
«Если доля перевозчиков РК на данном рынке до введения запрета (до 2017-го года) составляла 51%, то в период его запрета снизилась на 20%, а с момента снятия запрета она выросла на 19%», — уточнил Селим Куанышулы.
Он пояснил, что существует достаточно много стран, откуда перевозчики Казахстана не могут доставлять грузы прямым путем, а только с перегрузкой или перецепкой на приграничных терминалах.
Так, например, началом доставки китайских товаров являются приграничные терминалы, находящиеся на территории КНР. Причем туда же свозятся грузы из других стран Юго-Восточной Азии (Южной Кореи, Гонконга, Малайзии, Вьетнама и т.д.), так как казахстанские перевозчики не могут проезжать транзитом через Китай, а могут въезжать только в его приграничную зону.
При существующем запрете на перецепку/перегрузку забрать такие грузы с терминалов и доставить в Казахстан практически невозможно, только если их сразу же непосредственно с пункта первоначальной загрузки везут китайские перевозчики.
Точно так же местные компании из соображений безопасности не могут напрямую доставить товары из таких стран, как Афганистан, Пакистан, Украина...
«Поэтому запрет перецепки/перегруза практически исключает участие казахстанских перевозчиков на указанные перевозки, приводит к уменьшению товарооборота и способствует увеличению стоимости перевозок и конечной цены продукции на рынке РК», — подчеркивается в пресс-релизе по итогам брифинга.
Кроме того, в некоторых приграничных районах Казахстана перевозки в принципе выполняются от пункта пропуска «Темир-Баба» на границе с Туркменистаном, куда грузы привозят иранские и турецкие машины.
«Запрет на «перецепку» грузов создает социальное напряжение в данных регионах, так как срываются контракты перевозок, объем плодоовощной продукции, доставляемой в приграничные города, уменьшается, создается дефицит, которой способствует повышению конечной стоимости товаров», — подытоживают в пресс-релизе.
При этом, как обратил внимание глава Комитета Алтай Али, действие подобного запрета провоцирует другие страны на введение зеркальных мер отношении казахстанских перевозчиков.
Таким образом, по итогам сравнения двух периодов (с 2017-го по 2021-й год, когда действовал запрет, и с 2022-го по 2024-й, когда из запрета были предусмотрены исключения) в Казахстане примут решение о необходимости продолжать подобные ограничения и, возможно, вообще от них откажутся.
При этом в Комитете автотранспорта и транспортного контроля заверили, что в случае отмены запрета на перецепку/перегрузку местные компании смогут защитить свои интересы на рынке и не пострадают от наплыва иностранных перевозчиков, поскольку продолжает действовать разрешительная система.
«Перевозка грузов иностранными перевозчиками в Казахстан квотируется. Тем самым регулируется количество осуществляемых ими перевозок с учетом интересов отечественных перевозчиков. Российским и белорусским перевозчикам на паритетной основе в год выдается всего 13 тыс. бланков. Кроме того, при перецепке грузов иностранные перевозчики обязаны предоставлять дополнительные бланки — бланки начального перевозчика, который доставил груз до приграничного терминала», — заключил Селим Куанышулы.