В Казахстане допуск к международным автомобильным перевозкам грузов хотят сделать бессрочным
10 декабря 2024 г.12:25
Официальный портал государственных органов Республики Казахстан
В Казахстане решили упростить автомобильным перевозчикам грузов допуск на международный рынок. Проект соответствующего приказа сейчас вынесли на публичное обсуждение. Он, в частности, исключает разделение допуска в зависимости от того, осуществляются перевозки с применением иностранного разрешения или без него, и в принципе делает допуск к международным перевозкам бессрочным. Кроме того, документ предусматривает возможность самостоятельного аннулирования допуска, однако сроки его получения оставляет прежними — в течение двух рабочих дней.
Напомним: сейчас в Казахстане действует система, в соответствии с которой допуск к международным перевозкам грузов разделяется на допуск без применения иностранного разрешения и допуск с применением иностранного разрешения. Причем первый выдается на два года.
Таким образом, перевозчики, которые стремятся выйти на международный рынок, на первом этапе могут рассчитывать лишь на допуск, позволяющий выполнять перевозки в те страны, с которыми не производится обмен «дозволами» (это в целом довольно ограниченный перечень, как правило, не охватывающий актуальные и популярные направления, такие, например, как Китай).
И только через два года у таких перевозчиков появляется возможность полноценного выхода на международный рынок — с получением допуска с применением иностранных разрешений. Этот допуск, кстати, действует в течение пяти лет, после чего его необходимо продлевать, подтверждая достаточный объем выполненных перевозок.
На самом деле такой порядок допуска в Казахстане в свое время приняли для того, чтобы защитить отечественных перевозчиков, усложнив выход на рынок иностранным компаниям (например, из России и Беларуси), которые перерегистрировались в республике. Однако оказалось, что подобный алгоритм усложняет работу и собственно казахстанских перевозчиков, а особенно тех, которые только начинают свою деятельность.
В связи с этим, видимо, в Казахстане решили не просто пересмотреть действующие правила, а в целом их значительно упростить.
Основным нововведением станет то, что допуск и карточки доступа на транспортные средства будут выдаваться бессрочно и вне зависимости от того, по какому принципу выполняются перевозки с той или иной страной.
То есть: получив допуск, перевозчик, по сути, сможет осуществлять грузовые рейсы с любой страной — и с той, с которой идет обмен «дозволами», и с той, где разрешение не требуется.
Тут, кстати, стоит напомнить о том, что систему распределения иностранных разрешений в Казахстане тоже недавно реформировали. Теперь, в частности, иностранные разрешения не закрепляются за пулом наиболее активных на рынке компаний (прежде 50% «дозволов» отводилось им), а в автоматическом режиме выдаются любому перевозчику, имеющему допуск, по факту конкретной перевозки.
Впрочем, в проекте приказа все-таки предусмотрены условия, когда допуск к международным перевозкам может быть ограничен. Если транспортное средство, используемое для перевозок, находится в аренде, то и карточка допуска на него действует только в течение срока договора аренды.
Плюс, карточка допуска потеряет свою силу в случае прекращения деятельности ИП или юридического лица, ликвидации или реорганизации последнего, в случае изменения регистрационных данных транспортного средства или снятия его с учета, в случае неоднократной передачи иностранного разрешения третьему лицу и т.п.
Сам же перевозчик будет лишаться допуска, если он прекратит свою деятельность, если он по факту не числится по указанному месту регистрации, а также если обнаруживается другая компания с допуском, которая имеет того же самого руководителя и/или учредителя.
Кроме того, перевозчик сможет самостоятельно аннулировать свой допуск.
Подчеркнем: на данный момент новые правила выхода на международный рынок имеют только вид проекта. Документ вынесен на публичное обсуждение, которое продлится до 12-го декабря.