Транспортный коридор «Север-Юг» нуждается в единой системе таможенных и тарифных преференций

15 октября 2024 г.14:00

«Север-Юг» нуждается в единой системе таможенных и тарифных преференций

Пресс-служба ОАО «РЖД»

Туркменистан предложил приступить к обсуждению преференций, действующих в рамках международного транспортного коридора «Север-Юг». С таким заявлением, как отмечает ТАСС, выступил президент страны Сердар Бердымухамедов на заседании Совета глав государств Содружества Независимых Государств (СНГ) в Москве. По его словам, для стран-участниц проекта должны применяться единые тарифные, таможенные, визовые и иные льготы. То же самое, по мнению главы Туркменистана, касается и маршрута «Восток-Запад», который проходит через территорию стран Центральной Азии и Каспийского региона в обход России.

«Особую значимость Туркменистан придает сотрудничеству стран СНГ в проекте транспортного коридора «Север-Юг» вдоль восточного побережья Каспийского моря с дальнейшим выходом на Иран и далее к морским портам Индийского океана. В связи с этим предлагаем приступить к предметному обсуждению и согласованию единых тарифных, таможенных, визовых и иных преференций для стран-участниц проекта», — отметил Сердар Бердымухамедов.

При этом он подчеркнул, что аналогичную работу нужно проводить и в контексте планов создания транспортных коридоров через территории стран Центральной Азии и Каспийского региона по линии «Восток-Запад» (т.н. Средний коридор или Транскаспийский маршрут, который ведет в Европу в обход России).

«Предлагаю рассмотреть в конкретных терминах модальности этой работы — с указанием сроков, повестки и т.д., дать поручения соответствующим ведомствам наших стран», — добавил глава Туркменистана.

Напомним: межправительственное соглашение о создании международного транспортного коридора «Север-Юг» было подписано между Россией, Индией и Ираном в 2000-м году. Позже состав участников расширился до 14, а в 2023-м году к проекту официально присоединился и Туркменистан.

Изначально целью проекта было привлечение транзита грузов из Индии и стран Персидского залива через российскую территорию в Европу, поскольку, по сравнению с морским маршрутом через Суэцкий канал, транспортный коридор «Север-Юг» более чем в два раза сокращает расстояние перевозки и тем самым снижает сроки и стоимость доставки товаров.

Однако после 2022-го года с введением санкций логистический маршрут приобрел приоритетное значение для России, которая таким образом, во-первых, получает дополнительный выход к мировому океану через иранские порты, а во-вторых, обеспечивает свою связь с т.н. «дружественными» странами Азии и Ближнего Востока.

Транспортный коридор «Север-Юг» имеет три основные ветки. Западная ветка проходит через Азербайджан и Иран и до окончания строительства железной дороги «Решт-Астара» между этими двумя странами (оно запланировано на 2027-й год) отличается преимущественно автомобильным сообщением.

Центральная ветка пролегает непосредственно через акваторию Каспийского моря, а потому здесь для перевозки грузов в любом случае используются паромы, а восточная ветка, которая проходит через Казахстан и Туркменистан, имеет в основном железнодорожное сообщение.

В рамках восточной ветки транспортного коридора «Российские железные дороги» уже предоставляют скидку в размере 20% на экспортно-импортные перевозки контейнеров, а также 50-процентную скидку на транспортировку черных металлов. В свою очередь, и Казахстан с Туркменистаном вводят свои преференции на использование железнодорожного транспорта на логистическом маршруте.