Торгово-промышленная палата просит отложить нормы законопроекта, который вменяет экспедиторам необходимость проверять перевозимый груз
23 января 2025 г.10:13
Государственная Дума РФ
Торгово-промышленная палата (ТПП) РФ просит отложить реализацию норм законопроекта об усилении контроля за деятельностью экспедиторов. Об этом ТАСС сообщил глава палаты Сергей Катырин. Законопроект, напомним, вменяет экспедиторам в необходимость проверять перевозимый груз, однако для этого следует закупить специальное дорогостоящее оборудование, что обещает бизнесу дополнительные издержки, которые в том числе могут отразиться на конечной стоимости товаров.
Сам законопроект был внесен на рассмотрение Государственной Думы в июле прошлого года. На данный момент он уже прошел через первое чтение.
Как уточнили в Торгово-промышленной палате, предложения об отсрочке некоторых норм указанного законопроекта готовятся как раз ко второму его чтению.
Вообще, законопроект содержит сразу несколько новых норм. Так, например, он вводит реестр экспедиторов, без регистрации в котором юридические лица и индивидуальные предприниматели (ИП) в принципе не могут заниматься транспортно-экспедиционной деятельностью.
Одновременно экспедиторам вменяется в обязанность хранить информацию обо всех заключенных договорах с клиентами и по запросу передавать ее правоохранительным органам.
При этом экспедиторам запрещается организовывать перевозку некоторых видов грузов: огнестрельного, пневматического, газового, холодного и пр. оружия, боеприпасов, электрошоковых устройств; сильнодействующих, ядовитых, едких, легковоспламеняющихся и т.п. веществ, а также предметов и веществ, которые могут представлять опасность для работников экспедитора, загрязнять или повреждать другие грузы и оборудование.
При обнаружении таких грузов экспедитор вправе их задержать и отложить перевозку. Однако для того чтобы обнаружить подобные предметы и вещества, необходимо приобрести соответствующее оборудование, которое отличается высокой стоимостью и потому влечет дополнительные издержки для компаний и, как следствие, для их клиентов.
Так, например, цена одной рамки интроскопа для грузовика составляет от 300 млн. рублей, причем аналоги такого обрудования сейчас в России не производятся, а экспедитору для обеспечения бесперебойного потока грузов требуется не менее 2-3 устройств, отмечает Сергей Катырин.
При этом, помимо закупки оборудования, экспедитору еще необходимо найти подготовленное место, куда будут доставляться грузы для проверки. Не исключено, что с учетом объемов внутрироссийских перевозок, экспедитору также потребуется большой склад с персоналом, оборудованием и всей необходимой инфраструктурой (дорожные подъезды, территория парковки грузового транспорта и пр.), указывает глава ТПП.
«Возложение на экспедиторские организации дополнительных затрат, связанных с необходимостью закупать дорогостоящее оборудование из третьих стран, может привести к повышению тарифов перевозок, увеличению стоимости услуг для заказчиков и росту цен на товары для конечного потребителя. Данное нововведение также способно оказать негативное влияние на деятельность субъектов МСП, составляющих значительную долю экспедиторов, автоперевозчиков», — подчеркивает Сергей Катырин.
Он считает, что реализацию законопроекта в части проверки груза целесообразно отложить, чтобы экспедиторы могли обзавестись необходимым оборудованием, а сервисные центры наладили его обслуживание.
«Кроме того, можно было бы рассмотреть вопрос о механизмах компенсации субъектам МСП закупок такого оборудования. Уверен, что при доработке законопроекта будет принято во внимание мнение всех сторон», — заключает глава ТПП РФ.