Тенденция недели: в России взяли курс на усиление контроля в сфере грузовых перевозок
26 мая 2025 г.09:00

Пресс-служба Государственной Думы РФ
На прошедшей неделе Государственная Дума одобрила во втором чтении очень интересный законопроект, который на самом деле существенно изменит отрасль грузовых перевозок в стране. Документ, во-первых, вводит реестр экспедиторов, а во-вторых, называет точные сроки перехода на обязательный электронный документооборот. Все это в любом случае означает ужесточение контроля для всех участников перевозки. В то же самое время, правда, продолжается либерализация транспортных отношений между Россией и Беларусью, которые буквально через несколько лет планируют полностью отказаться от обмена грузовыми «дозволами».
Реестр экспедиторов
По сути, он станет допуском к осуществлению транспортно-экспедиционной деятельности в России, поскольку без регистрации в нем юридические лица и ИП в принципе могут забыть об организации грузовых перевозок.
Реестр хотят запустить с 1-го марта 2026-го года. Это значит, что с 1-го марта следующего года все экспедиторы в стране подпадут под дополнительный контроль.
При этом регистрация в самом реестре будет бесплатной, однако даже того, кто туда уже попал, смогут при определенных обстоятельствах исключить из списка: если руководителя юридического лица или ИП привлекут к ответственности за нарушения в сфере экономической деятельности или если в течение года будет выявлено как минимум два факта нарушения обязанностей экспедитора.
Электронный документооборот
В принципе, то, что грузовые перевозки со временем переведут на обязательный электронный документооборот, было понятно уже давно, однако до недавнего времени конкретные сроки такого перехода не назывались.
Сейчас же принятый во втором чтении законопроект их четко указал — 1-е сентября 2026-го года.
На первом этапе обязательными к электронному оформлению будут грузовая накладная (авиационный транспорт), транспортная железнодорожная накладная, транспортная накладная и заявка (автомобильный транспорт) и все виды экспедиторских документов.
Единственное, Министерство транспорта РФ оставит за собой право определять те случаи, когда перевозочные документы все еще можно будет оформлять на бумажном носителе, но что-то подсказывает, что такой перечень будет весьма коротким.
Электронные документы необходимо будет направлять в Государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), которая, само собой, будет интегрирована с автоматизированной информационной системой ФНС.
Что означает последнее, думаем, не надо объяснять...
Безразрешительная система с Беларусью
С 16-го мая 2025-го года, наконец-то, вступило в силу соглашение о международных автомобильных перевозках между Россией и Беларусью, которое было подписано еще в августе 2023-го года.
Главное, что делает это соглашение, — отменяет обмен грузовыми разрешениями между двумя странами.
Правда, полный переход на безразрешительную систему запланирован на 2030-й год. Однако уже сейчас некоторые виды грузовых «дозволов» между Россией и Беларусью исключены.
Так, в частности, перевозчикам, которые выполняют рейсы между эти двумя странами, уже нет надобности получать двусторонние и транзитные «дозволы», а из разрешений «в/из третьих стран» — те, которые необходимы при перевозках со странами ЕАЭС (Казахстан, Кыргызстан и Армения), с Балканскими странами (Албания, Босния и Герцеговина, Северная Македония, Сербия и Черногория) и со странами СНГ (Азербайджан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан).
С 1-го января следующего года, в соответствии с соглашением, отменяются разрешения «в/из третьих стран» при доставке товаров из Великобритании и государств ЕС или на территорию этих стран (за исключением Австрии, Бельгии, Германии, Италии, Нидерландов, Франции, Польши, Финляндии, Швеции, Чехии, Литвы, Латвии и Эстонии).