Тенденция недели: с 1 марта жизнь экспедиторов существенно изменится

1 декабря 2025 г.09:00

С 1 марта жизнь экспедиторов существенно изменится

pxhere.com

На прошедшей неделе было опубликовано сразу два документа, которые касаются осуществления в России транспортно-экспедиционной деятельности. Вернее, не касаются, а существенно эту деятельность меняют. Один документ содержит в себе правила по подаче заявок в реестр экспедиторов (а такой реестр с 1-го марта следующего года станет обязательным), а второй — предписывает экспедиторам, как проводить досмотр принятых к перевозке грузов. Он, кстати, тоже вступит в силу с 1-го марта.

Реестр экспедиторов

Опубликованные правила, правда, пока имеют вид проекта, но в том, что в скором времени они будут приняты, никаких сомнений точно нет. Хотя бы потому, что решение о создании самого реестра уже утверждено окончательно.

Он, напомним, будет обязательным для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих транспортно-экспедиционные услуги. Просто физическим лицам вход в него в принципе будет воспрещен, а без активной записи в реестре занятие транспортно-экспедиционной деятельностью будет считаться незаконным.

За это даже и штрафы уже предусмотрены: от 3 тыс. до 5 тыс. рублей — для граждан, от 100 тыс. до 300 тыс. рублей — для юридических лиц. При повторном нарушении они увеличатся до 5-10 тыс. рублей и до 500 тыс. – 1 млн. рублей соответственно.

Помимо государственной регистрации, экспедитор для записи в реестре должен будет соответствовать еще двум требованиям:

• отсутствие непогашенной судимости в сфере экономической деятельности у руководителя юридического лица или у ИП;

• отсутствие более одного факта привлечения к ответственности за нарушение обязанностей экспедитора в течение года.

Реестр будет действовать на базе создаваемой сейчас национальной цифровой транспортно-логистической платформы «ГосЛог». Его оператором станет Ространснадзор, а подать заявку на регистрацию можно будет через личный кабинет на портале госуслуг.

В заявке необходимо будет указать полное и сокращенное наименование (для юридического лица) или ФИО (для индивидуального предпринимателя), регистрационный номер, адрес и место нахождения (для юридического лица) или адрес регистрации по месту жительства либо месту пребывания (для индивидуального предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика, абонентский телефонный номер и адрес электронной почты.

Кроме того, необходимо будет уточнить виды оказываемых услуг, особенно — наличие возможности для организации перевозок предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных (кстати, именно с этими предметами и веществами напрямую связан второй из опубликованных документов).

Экспедитор также сможет перечислить регионы своей деятельности и максимальную страховую сумму по договору страхования ответственности.

Вся эта информация (если она не противоречит закону о личных данных) будет доступна для клиентов транспортно-экспедиционных компаний (предположительно, на сайте Министерства транспорта РФ или одного из подконтрольных ему ведомств).

При этом само наличие записи в реестре и ее статус «действующая» даст понять клиентам, могут ли они в принципе обращаться за услугами к какому-то конкретному экспедитору.

Что касается экспедиторов, то, как легко предположить, если они не будут соответствовать всем трем перечисленным требованиям, то их временно исключат из реестра (статус записи изменится на «архивная»).

Самое же интересное из этого соответствия — это соблюдение обязанностей, которых с 1-го сентября этого года у экспедиторов прибавилось.

Досмотр принятого груза

Причем документ с этими правилами уже утвержден окончательно.

Таким образом, с 1-го марта 2026-го года экспедитор сможет проводить досмотр принятого к перевозке груза, причем это будет в его же интересах, поскольку с 1-го сентября этого года транспортно-экспедиционным компаниям уже вменили в обязанность «принимать организационные меры по выявлению» предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных.

Мало того, в случае выявления подобных грузов и при отсутствии у клиента лицензии или разрешения на их оборот экспедитор должен сообщить об этом правоохранительным органам.

Если же запрещенный груз все-таки принят к перевозке, экспедитору грозит крупный штраф, размер которого зависит от годовой выручки: от одной тысячной до трех тысячных суммы выручки — при первом нарушении, от одной сотой до трех сотых — при повторном.

И вот чтобы изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные предметы и вещества вовремя выявить, экспедитору и дадут право проводить досмотр грузов. При этом, кстати, можно будет использовать рентген-установки и даже специально обученных собак.

Кроме того, экспедитор в принципе должен будет оценить соответствие принятого груза тем свойствам и характеристикам, которые были указаны клиентом, в том числе соответствие по весу и габаритам.

В общем, с 1-го марта следующего года жить экспедиторам в России точно не станет проще. И, думаем, не веселее...