Тарифную надбавку на порожний пробег вагонов в России сохранят и на следующий год

21 октября 2025 г.16:50

Тарифную надбавку на порожний пробег вагонов сохранят и на следующий год

Пресс-служба ОАО «РЖД»

Как следует из проекта приказа, подготовленного Федеральной антимонопольной службой (ФАС) России, надбавку к железнодорожному тарифу на порожний пробег подвижного состава сохранят и на следующий год, хотя изначально предполагалось, что она была введена на временной основе. Точно так же в 2026-м году останется и дополнительная индексация тарифа на контейнерные перевозки. При этом в целом тарифы на железнодорожные перевозки грузов в России с 1-го декабря 2025-го года планируют увеличить на 10%.

Напомним: с 1-го декабря прошлого года тарифы на железнодорожные перевозки грузов в России в рамках ежегодной индексации увеличили на 13,8%.

Однако с 1-го января 2025-го года дополнительно еще подняли тарифы на контейнерные перевозки (на 5%) и на порожний пробег универсального подвижного состава (на 10%).

Последнее, как можно полагать, было сделано на фоне борьбы «РЖД» с излишним парком вагонов, который ухудшает оборачиваемость вагонов на железнодорожной сети и в целом замедляет ее работу, что сказывается и на сроках перевозки грузов.

Правда, изначально предполагалось, что такая мера в виде повышенного тарифа будет действовать временно — только до конца 2025-го года, что прямо указывалось в соответствующем распоряжении Правительства РФ.

Сейчас же, как следует из проекта приказа ФАС, ее (эту меру) не просто сохранят на 2026-й год, а вводят уже на постоянной основе.

То есть: в проекте приказа каких-то ограничений по срокам действия дополнительного тарифа на порожний пробег в принципе нет, а потому он может продлиться еще как минимум в течение нескольких лет.

«Проектом приказа предусматривается ... сохранение действия коэффициента 1,1 к тарифам на порожний пробег универсального подвижного состава (полувагонов и платформ, а также крытых вагонов) на постоянной основе», — говорится в пояснительной записке к документу.

Одновременно он оставляет на 2026-й год и дополнительную надбавку в размере 5% на контейнерные перевозки (за исключением перевозок в термических контейнерах). Правда, в данном случае повышение пока предусматривается только на один год.

В целом же, в соответствии с проектом приказа ФАС, индексация тарифов на железонодорожные перевозки грузов в России с 1-го декабря 2025-го года составит 10%.

«Эффекты от реализации предлагаемых тарифных решений выступают необходимым фактором достижения сбалансированности финансовой модели компании и играют ключевую роль в формировании источников финансирования масштабной инвестиционной программы, что в конечном итоге будет способствовать развитию пропускной способности железнодорожной инфраструктуры, обеспечению безопасности и бесперебойности перевозочного процесса и удовлетворению в полном объеме растущих потребностей в вывозе продукции, ограничений по привлечению заимствований и снижения выручки в условиях падения грузооборота», — считают в ФАС.