Строительство железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» начнется 27 декабря

20 декабря 2024 г.12:13

Строительство ж/д «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» начнется 27 декабря

commons.wikimedia.org

К непосредственному строительству железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» планируют приступить с 27-го декабря текущего года. Об этом, как отмечает ТАСС, на 3-м курултае (съезде) представителей регионов Кыргызстана заявил президент страны Садыр Жапаров. Правда, к какому именно сроку магистраль рассчитывают открыть для движения, пока не уточняется. Дорога должна стать важной частью региональной транспортной сети, обеспечив дополнительную связь между странами Центральной Азии и Китаем, а также создав альтернативную ветку Транскаспийского маршрута, позволяющего выйти из Азии на Европу в обход России.

«Проект строительства железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан», который десятилетиями оставался только на бумаге, наконец реализуется. Когда мы начали этот проект, многие не верили в него, даже насмехались, называя это сказкой. Теперь все видят, что это не сказка, а реальный проект. 27-го декабря начнутся официальные строительные работы», — рассказал Садыр Жапаров.

Он подчеркнул, что новая дорога станет «стратегическим мостом между Востоком и Западом», открывая новые возможности для торговли, туризма и промышленности.

Напомним: протяженность новой железнодорожной магистрали составит около 450 км. Большая ее часть пройдет по территории Кыргызстана. На территории Кыргызстана также будет построен пункт по замене колесных пар. Таким образом, от границы с Китаем до кыргызской станции «Макмал» проложат узкую колею, а от станции «Макмал» до границы с Узбекистаном — широкую.

Стоимость проекта, в среднем, оценивается в 8 млрд. рублей. Ранее для его реализации уже была создана совместная компания.

Ожидается, что к 2050-му году по железной дороге «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» смогут перевозить не менее 13,5 млн. тонн грузов в год.

Магистраль не только обеспечит связь непосредственно между тремя странами, но и откроет Китаю дополнительный выход на страны Центральной Азии, а также станет альтернативой классическому маршруту Транскаспийского коридора, который обеспечивает перевозки между Китаем и ЕС в обход России.

Сейчас транспортный коридор выходит к Каспийскому морю через территорию Казахстана. Однако, например, для западных и центральных регионов Китая короче как раз таки будет путь через Кыргызстан и Узбекистан с выходом на Казахстан или Туркменистан. Единственное, он потребует большего пересечения границ, а значит, может вызвать больше таможенных, административных и  др. барьеров.

При этом стоит отметить, что сейчас маршрут через Кыргызстан для организации грузовых перевозок между Китаем и другими странами не столь популярен. Хотя общая граница между странами растягивается на 850 км, на ней полноценно функционируют лишь два автомобильных пункта пропуска (третий — «Бедель» — был открыт в сентябре этого года по временной схеме) и нет железнодорожного сообщения.

Как следствие, железная дорога «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» в любом случае станет важной частью транспортной сети этого региона Азии.