Специальное разрешение для тяжеловесных грузовиков будут выдавать в течение трех часов?

3 мая 2023 г.10:44

Специальное разрешение для тяжеловесов будут выдавать в течение трех часов?

Росавтодор

В России приняли закон, который регулирует функционирование системы выдачи электронных разрешений на движение тяжеловесных и/или крупногабаритных транспортных средств. Документ уже опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации, однако основные его положения вступят в силу только с 1-го марта 2024-го года. При этом владельцы дорог к этому сроку, к 1-му марта 2024-го года, должны внести в систему все необходимые сведения об участках дорог и размещаемых на них искусственных сооружениях — технические характеристики, допустимые весовые параметры, действующие ограничения, особые условия движения и т.п.

В результате, с 1-го марта 2024-го года система выдачи электронных разрешений на проезд тяжеловесных и/или крупногабаритных транспортных средств действительно начнет полноценно функционировать.

Потому что на данный момент, несмотря на то что уже с 1-го марта текущего года специальные разрешения перевели только в электронный вид (без возможности подачи заявления в обычном, бумажном, виде через Росавтодор или региональные дорожные структуры), сама система может действовать со сбоями. В том числе и потому, что не содержит полной информации обо всех проложенных в России дорогах.

Кстати, именно недостаток сведений на первоначальном этапе запуска системы (а это произошло осенью 2021-го года) привел к тому, что тогда перевозчики в принципе не могли получить специальные разрешения, поскольку система, не имя достаточных данных, не могла автоматически построить оптимальный маршрут, а дорожные структуры уже отказывались принимать заявления в бумажном виде.

На данный момент владельцы автомобильных дорог постепенно заполняют «белые пятна». Завершить же основную работу по внесению информации в систему они должны к 1-му марта 2024-го года. По крайней мере, такой срок для них предписывает принятый недавно закон.

Впоследствии же владельцы дорог должны будут следить за тем, чтобы в системе содержались актуальные данные, обновляя их по мере необходимости.

Что касается самого закона, то он детально расписывает функционирование системы электронных разрешений и в принципе порядок их выдачи. Однако документ вступит в силу главным образом только с 1-го марта 2024-го года — как раз тогда, когда будут завершены работы по наполнению системы.

Специальное разрешение будут выдавать в течение трех часов?

Вообще, принятый закон переводит выдачу специальных разрешений для тяжеловесных и/или крупногабаритных транспортных средств полностью в автоматический режим. За исключением, разве что, перевозок грузов в пределах одного муниципального района.

В этом случае (при условии, что маршрут грузовика не затрагивает федеральные трассы, дороги регионального и межмуниципального значения) заявление на выдачу специального разрешения можно будет подать в бумажном виде в орган местного самоуправления.

Во всех остальных случаях традиционная подача документов не предусматривается: только в электронном виде — через Личный кабинет перевозчика (по ссылке) или портал госуслуг. После чего все взаимодействие с государственными органами по оформлению специального разрешения тоже осуществляется исключительно через информационную систему.

Так, в частности, система автоматически формирует варианты маршрута транспортного средства (учитывая наименьшую протяженность, наименьший размер вреда и отсутствие необходимости в разработке специального проекта) и предлагает их на выбор перевозчика.

Система автоматически рассчитывает размер компенсации вреда и выставляет соответствующий счет заявителю.

Система также предупреждает о необходимости разработки проекта организации движения транспортного средства (если без него все-таки никак) или о принятии мер по обеспечению возможности движения грузовика по дороге или ее участку (если и без этого не обойтись).

По сути, такая автоматизация процесса должна значительно сократить сроки выдачи специального разрешения.

А именно: закон предписывает, что разрешение должно быть выдано уже в течение трех часов с того момента, как перевозчик согласовал предложенный ему маршрут. Предложить же варианты маршрута система должна в течение одного календарного дня с момента регистрации заявления. И не позже.

То есть, получается, с помощью полноценно функционирующей информационной системы перевозчик сможет получить специальное разрешение уже через день после подачи заявления. Это, конечно, при условии, если не требуется разработка проекта и принятие других особых мер.

В то время как сейчас, даже по обновленным с учетом электронного формата правилам, ожидание разрешения растягивается на четыре рабочих дня, если маршрут проходит только по федеральным трассам, или на шесть рабочих дней, если он еще затрагивает дороги иного подчинения (регионального, межмуниципального и пр.).

А при бумажном оформлении, напомним, срок вообще достигал до 11-ти рабочих дней!

Если же требуются еще разработка проекта или принятие особых мер, то скорость выдачи специального разрешения, соответственно, зависит от того, как быстро эти дополнительные мероприятия будут подготовлены. При этом после того, как проект движения или перечень мер внесены в систему, владельцам автомобильных дорог дается пять рабочих дней на их согласование, а после того, как они согласованы, система должна в течение все тех же трех часов выдать разрешение.

Выдачей специального разрешения будет считаться внесение сведений об этом разрешении в соответствующий Реестр, который как раз таки должны создать к 1-му марта 2024-го года. Заявителю же будет предоставлена выписка из этого Реестра в форме электронного документа.

Однако одной этой выписки на самом деле будет мало. В законе прописывается, что перевозчик должен будет каждый раз указывать в Личном кабинете дату начала поездки по полученному разрешению. Иначе будет считаться, что движение тяжеловесного и/или крупногабаритного транспортного средства осуществляется без разрешения, что, естественно, наказывается крупным штрафом (в зависимости от степени превышения допустимых весогабаритных параметров).

А как будут получать разрешения на перевозку опасных грузов?

А вот для опасных грузов закон все еще оставляет выбор: заявление на разрешение по-прежнему можно будет подать в бумажном виде, а при желании — в электронном формате, через портал госуслуг.

При этом и в первом, и во втором случае на выдачу разрешения дается одинаковый срок — не позднее семи рабочих дней с момента регистрации заявления.

...

Основная часть положений нового закона, повторимся, должна вступить в силу с 1-го марта 2024-го года.