С 1 марта в России в принципе исключили возможность оформления специальных разрешений на негабаритный транспорт в бумажном виде

1 марта 2023 г.10:38

Специальное разрешение на негабаритный транспорт стало только электронным

Росавтодор

С 1-го марта 2023-го года в России вступил в силу приказ, который полностью исключает возможность оформления специального разрешения на тяжеловесное и/или крупногабаритное транспортное средство в бумажном виде — то есть через подачу бумажного заявления в Росавтодор или другое дорожное агентство. Теперь уже официально подать заявление можно только через электронные каналы связи — через Личный кабинет перевозчика или через Портал госуслуг.

В принципе, на самом деле электронное специальное разрешение на данный момент вовсе не является нововведением. Еще осенью 2021-го года в России запустили Личный кабинет перевозчика (по ссылке), после чего весь поток заявлений направили именно на него. Уже тогда сообщалось, что владельцам негабаритного транспорта отказывают в оформлении бумажных разрешений.

И это, кстати, на тот момент вызвало большую проблему, поскольку система еще не была до конца подготовлена (например, в ней отсутствовали сведения обо всех дорогах, главным образом — региональных и местных), что приводило к тому, что перевозчики в принципе не могли получить специальное разрешение.

Далее, с начала текущего года, вступил в силу документ, который забрал у органов исполнительной власти регионов и органов местного самоуправления полномочия по выдаче специальных разрешений. То есть, по сути, замкнул весь процесс на Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) и подчиненные ему структуры.

Ну, а сегодняшний день стал заключительным шагом на пути цифровизации специального разрешения.

В приказе Министерства транспорта РФ, который сегодня, 1-го марта, вступил в силу, четко оговаривается, что специальное разрешение на проезд тяжеловесного и/или крупногабаритного транспортного средства выдается только в электронной форме.

Бумажная форма здесь предполагается только в том смысле, что электронное разрешение должно быть распечатано на бумажном носителе. Это, к слову, на данный момент является обязательным условием, однако оно, как очевидно, было принято с учетом недостаточной технической оснащенности сотрудников надзорных ведомств, чтобы упростить проверки на дорогах.

Сама же выдача разрешения, повторимся, может осуществляться только через электронные каналы связи — через Личный кабинет перевозчика или через Портал госуслуг. (В последнем случае заявление на разрешение должно быть подписано электронной подписью владельца транспортного средства или его уполномоченного представителя.)

Плюсы цифровизации разрешения

Здесь можно выделить два основных преимущества.

Первое — это то, что теперь владельцу транспортного средства в принципе не надо думать, куда именно подавать свое заявление.

Прежде в зависимости от того, как проходит маршрут перевозки (по дорогам какого подчинения — федеральным, региональным, местным), адресаты заявления были разными: Федеральное дорожное агенство, региональное Управление дорогами, местный орган самоуправления...

Теперь же необходимо просто выбрать — или Личный кабинет перевозчика, или Портал госуслуг, причем этот выбор зависит исключительно от предпочтений самого заявителя.

Второе (и, видимо, основное) преимущество электронного специального разрешения — это то, что сроки на его выдачу сокращаются практически в два раза.

Так, при бумажном оформлении разрешения максимальный срок его ожидания достигал 11-ти рабочих дней. Электронный формат уменьшает его до 4-х рабочих дней, если маршрут проходит только по федеральным трассам, и до 6-ти рабочих дней — если задействованы дороги регионального, межмуниципального и местного значения.

В случае же, когда требуется согласование ГИБДД, то срок выдачи специального разрешения вообще сокращается с 15-ти до 6-ти рабочих дней.