Специальное разрешение для тяжеловесных транспортных средств теперь требуется только при превышении массы более чем на 10%

19 апреля 2022 г.16:00

Лимит получения специальных разрешений для тяжеловесных грузовиков подняли до 10%

bkdrf.ru

С 15-го апреля вступил в силу закон, который изменил правила получения специальных разрешений для тяжеловесных транспортных средств. Если прежде такое разрешение требовалось при превышении общей массы или осевых нагрузок более чем на 2%, то теперь «безразрешительный» лимит подняли до 10%. То есть с 15-го апреля при превышении предельных значений общей массы или осевых нагрузок менее чем на 10% перевозчикам получать специальное разрешение не надо. Правда, эта норма полноценно войдет в практику только тогда, когда отменят и штрафы за превышение весовых норм в пределах от 2% до 10%, а эти санкции Кодексом об административных правонарушениях (КоАП) пока все еще предусмотрены.

Изменение требований о получении специального разрешения для тяжеловесных транспортных средств касается как внутрироссийских, так и международных перевозок. Соответствующие правки — увеличение лимита, когда нет необходимости в оформлении специального разрешения, до 10% — внесены и в закон «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок», и в закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности».

Что примечательно, из одобренных изменений следует, что с превышением по массе (или осевой массе) до 10% можно перевозить даже делимый груз.

По крайней мере, одно из положений закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности» теперь звучит так: «Пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, осуществляющих перевозки грузов, не являющихся неделимыми, за исключением тяжеловесных транспортных средств, масса которых с грузом или без груза и/или нагрузка на ось которых не более чем на 10% превышают допустимую массу транспортного средства и/или допустимую нагрузку на ось».

Стоит отметить, что изменения требований о получении специального разрешения для тяжеловесных транспортных средств российские перевозчики добивались уже давно, особенно после того как началось активное развитие сети автоматических пунктов весогабаритного контроля.

Такие весы, хотя и хороши тем, что осуществляют взвешивание в самостоятельном режиме, без участия человека (а значит, на них отсутствует коррупционная составляющая), однако на их работу влияет слишком много факторов (ровность местности, качество дорожного полотна, манера вождения, изначальная наладка), из-за чего нередки случаи, когда владельцы грузовиков получают ошибочные штрафы. Притом что сумма штрафов при автоматической фиксации только за одно нарушение начинается со 150 тыс. рублей.

Если же при таких условиях возможность погрешности оборудования при взвешивании ограничивается лишь 2%, риск ошибочного штрафа возрастает.

Как вспоминает президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков (СААП) Вячеслав Трунаев, в предыдущие годы в обсуждениях с Министерством транспорта для решения проблемы автоматической системы весогабаритного контроля предлагалось, по примеру западных стран, дополнить посты стационарными весами для контрольного взвешивания. В таком случае «рамки» использовались бы только для предварительного отбора возможных нарушителей.

Однако такое оборудование постов весогабаритного контроля потребовало бы гораздо больше средств.

«Как компромисс предыдущие руководители Минтранса предлагали: не будем делать стационарные весы, но взамен готовы рассмотреть вопрос о предоставлении перевозчикам 10-процентного допуска», — рассказывал Вячеслав Трунаев еще в прошлом году.

Правда, пока такой компромисс, как увеличение лимита по допустимому превышению массы и осевой нагрузки до 10%, на практике еще не работает, поскольку новые нормы находятся в противоречии с КоАП.

Действующий кодекс по-прежнему предусматривает штрафы (от 150 тыс. рублей при автоматическом взвешивании) при превышении допустимой массы или осевой нагрузки в пределах от 2% до 10%. То есть: для тех случаев, где специальное разрешение уже получать не надо, штрафные санкции все еще сохранены.

Впрочем, в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) говорят, что соответствующие поправки в Кодекс об административных правонарушениях сейчас тоже готовятся.

К слову, в одной из новых редакций КоАП (а новый Кодекс разрабатывается еще с 2019-го года) действительно штрафы за превышение весовых параметров до 10% (а также за превышение габаритных параметров до 15 см) собирались отменить. Однако только на автоматических весах. При обычном (стационарном) взвешивании планировали оставить в силе прежние минимальные (до 2%) погрешности.

Хотя если сейчас убрали необходимость получения специального разрешения при превышении массы до 10%, то и для стационарных весов в новом КоАП также должны будут ввести новые, увеличенные, нормы.

Напомним также, что вступивший в силу с 15-го апреля закон разрешил многократное использование для внутрироссийских перевозок временно ввезенных в страну контейнеров и дал возможность Правительству РФ регулировать работу пунктов пропуска и пограничного контроля. Благодаря последнему для грузовиков с продовольствием и товарами первой необходимости могут как минимум на полгода убрать весогабаритный контроль при пересечении границы.