Следственный комитет проверит факты поборов с грузоперевозчиков на дорогах
29 июля 2021 г.17:43
Задержанный начальник ГИБДД по Ставропольскому краю Алексей Сафонов (справа), который подозревается в получении взяток на сумму 19 млн. рублей/Фото: пресс-служба МВД РФ
Следственный комитет (СК) России проведет проверку факторов поборов с автомобильных грузоперевозчиков, к которым причастны должностные лица ГИБДД, Ространснадзора и других контролирующих ведомств. По крайней мере, как следует из сообщения на сайте СК, глава комитета Александр Бастрыкин поручил запросить для изучения материалы о коррупционных схемах, которые имеются в распоряжении национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс».
«В связи с публичным обращением главы национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» председатель СК России поручил центральному аппарату проработать вопрос о взаимодействии с этой организацией с целью реализации антикоррупционного законодательства. По указанию председателя СК России следствием будут запрошены имеющиеся у «Грузавтотранс» материалы для их изучения и принятия возможных мер реагирования», — говорится в пресс-релизе ведомства.
Отметим: президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин обратился к главе Следственного комитета России Александру Бастрыкину после того, как 20-го июля был задержан начальник УГИБДД по Ставропольскому краю Алексей Сафонов именно по подозрению в организации системы поборов с водителей, в том числе с водителей большегрузного транспорта.
В частности, водителям большегрузного транспорта, перевозящего в основном зерно, продавались специальные «пропуска», которые освобождали их от весогабаритного контроля и таким образом позволяли ездить со значительным перегрузом. По оценкам, сумма полученных взяток оценивается в 19 млн. рублей.
Однако в своем обращении к Следственному комитету Владимир Матягин заметил, что подобные коррупционные схемы можно обнаружить не только в Ставропольском крае, а во всех регионах России. «Вы в любой регион сегодня «приедьте» — и в этом регионе вы обнаружите у сотрудников ГИБДД, Ространснадзора, Ростехнадзора, начальников пожарной инспекции и т.д. ... такие же схемы, поборы и т.д.», — подчеркнул президент «Грузавтотранса».
Чуть позже он также рассказал, что, по опросам перевозчиков, сумма таких коррупционных схем в России может превышать 100 млрд. рублей в год. Кроме того, еще в одном своем видео Владимир Матягин отметил, что только за последние несколько дней в ассоциацию поступили жалобы об организованных поборах на дорогах «из Краснодарского края, Ростовской области, Ставрополя, Хакасии, Читы, Челябинска, Екатеринбурга, Саратова...».
При этом глава «Грузавтотранса» просил Следственный комитет не только расследовать имеющиеся факты коррупционных схем, но и выделить сотрудников ведомства для того, чтобы они непосредственно приняли участие в организованном ассоциацией общественном контроле.
Так, с августа члены ассоциации планируют провести рейды по нескольким регионам России с тем, чтобы пообщаться с перевозчиками, проверить поступившие жалобы и в принципе оценить, как осуществляется контроль на дорогах сотрудниками ГИБДД, Ространснадзора и др.
«А вы готовы присоединиться к данной общественной поездке, выделить сотрудников и оперативно на месте решать данные вопросы? Готовы ли вы создать рабочую группу, комиссию совместно с общественными организациями?» — спросил в своем обращении к главе Следственного комитета Владимир Матягин, пригласив сотрудников ведомства принять участие «в столь увлекательном путешествии по российским просторам и выявлении коррупционных схем, коррупционеров на дорогах и не только».
Вместе с тем обращение ассоциации услышали также и в Ространснадзоре. Как рассказал в своем сегодняшнем видео Владимир Матягин, он получил письмо от заместителя руководителя ведомства Виктора Гулина с приглашением на личную встречу, чтобы обсудить информацию о годовых поборах должностных лиц в размере 100 млрд. рублей.
Однако заместителя главы Ространснадзора в ответ тоже позвали на дороги, для начала — в Санкт-Петербург и Ленинградскую область. «Мы с вами по Ленинградской области проедем, посмотрим, как ездят с нарушением машины, посмотрим, как работают сотрудники контролирующих органов — и вы для себя сделаете выводы, каким образом данные машины передвигаются по территории Российской Федерации», — предложил Владимир Матягин.
Он также уточнил, что ассоциация «Грузавтотранс» как минимум с 2016-го года ведет активную переписку с Ространснадзором, предоставляя информацию о злоупотреблениях должностных лиц, и рассказал, что до 2018-го года ведомство еще работало с общественниками, но после 2018-го года сотрудничество прекратили, сославшись на занятость и отсутствие финансирования.
При этом стоит отметить, что о коррупционных схемах в Ставропольском крае, а также в Краснодарском крае и Ростовской области, особенно в отношении зерновозов, ассоциация сообщала еще в 2019-м году. Тогда она проводила рейды в этих регионах. Причем это происходило после забастовки перевозчиков зерна, когда о том, что в этой отрасли «принято» ездить с большим перегрузом точно стало известно не только на региональных, но и на федеральном уровне.