Штрафы за нарушения ПДД направят на борьбу с аварийностью

23 августа 2018 г.15:05

Штрафы за нарушения ПДД направят на борьбу с аварийностью

90% средств от штрафов, собранных региональными властями с граждан за нарушение ПДД, должны быть потрачены на мероприятия по обеспечению безопасности на дорогах. Такие рекомендации дало субъектам федерации Министерство транспорта РФ. Речь идет о 60-63 млрд. рублей, поступающих ежегодно в региональные бюджеты. Деньги следует тратить, в частности, на новые знаки, светофоры, ограждения и камеры. Снижение аварийности должно в будущем принести экономию госбюджету: ущерб от гибели гражданина в аварии государство оценивает в 16 млн. рублей, от ранения — в 496 тыс. рублей.

Министерство транспорта опубликовало «методические рекомендации по направлению денежных средств на мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения». Рекомендации касаются денежных средств в виде штрафов за нарушения ПДД, которые с 1-го января 2019-го года будут поступать напрямую в региональные дорожные фонды (соответствующие поправки внесены в Бюджетный кодекс).

Сейчас подобные сборы оседают в бюджетах субъектов федерации, откуда только часть средств направляется в дорожные фонды. При этом объем таких трансфертов зависит от решения региональных властей. В 2017-м году бюджеты получили 63 млрд. рублей «штрафных» денег, в Москве, в частности, поступления превысили 17 млрд. рублей.

В опубликованных Минтрансом рекомендациях сказано, что 90% средств, поступающих от штрафов в региональные фонды, следует тратить на мероприятия по обеспечению безопасности движения. В предлагаемый ведомством перечень мер входит установка новых светофоров, знаков и разметки; обустройство искусственного освещения на улично-дорожной сети и железнодорожных переездах; установка дорожных ограждений для разделения потоков; ямочный ремонт дорожного полотна; установка камер фото-видеофиксации в зонах, где запрещен обгон.

При выборе «некапиталоемких» (то есть не связанных с капитальным ремонтом дорог) мероприятий регионам следует пользоваться еще одним документом — рекомендациями Росавтодора по снижению аварийности. Документ также опубликован Министерством транспорта. В нем, частности, сказано, что в первую очередь должны выполняться мероприятия по «устранению недостатков транспортно-эксплуатационного состояния дорог».

Затраты на конкретные мероприятия должны рассчитываться по специальным формулам, учитывающим снижение экономического ущерба от уменьшения аварийности. Минтранс предлагает использовать следующие константы: экономический ущерб от гибели человека — 16 млн. рублей, от ранения — 496 тыс. рублей, материальный ущерб автомобиля — 258 тыс. рублей.

При этом в Министерстве транспорта Нижегородской области заметили, что акцент на повышение безопасности движения уже сделан в рамках реализации региональной программы «Безопасные и качественные дороги». А глава общественного совета при Министерстве транспорта РФ Михаил Блинкин полагает, что ограничение по использованию практически всего объема средств дорожных фондов только на повышение безопасности движения можно считать условным. «При грамотном подходе почти любую реконструкцию или дорожное строительство можно подвести под цели безопасности движения,— говорит он. — Проблема в том, что, как свидетельствует международный опыт, штрафы от нарушений — источник дохода, который стремится постепенно к нулю. Водители привыкают к камерам, начинают ездить медленнее».

Коммерсантъ