С дефицитом: Государственная Дума приняла федеральный бюджет на 2021 год

26 ноября 2020 г.16:25

Государственная Дума приняла федеральный бюджет на 2021 год

Государственная Дума РФ

В четверг, 26-го ноября, Государственная дума в третьем, окончательном, чтении приняла законопроект о федеральном бюджете на 2021-й год и плановый период 2022-2023 годов, сообщает ТАСС. Бюджет на следующий год сверстан с дефицитом, который составит 2,72 трлн. рублей. Прежде в течение двух лет он принимался с профицитом.

Законопроект о бюджете, который основывается на базовом варианте прогноза социально-экономического развития страны, предусматривает медленное восстановление мировой экономики из-за сохранения ограничений, связанных с распространением COVID-19.

Так, согласно прогнозу, российская экономика в 2021-м году вырастет на 3,3%, в 2022-м году — на 3,4%, в 2023-м году — на 3%. Весь этот период инфляция не будет превышать 4%. В свою очередь, объем ВВП в 2021-м году ожидается на уровне 115,53 трлн. рублей, в 2022-м году — 124,22 трлн. рублей, в 2023-м году — 132,82 трлн. рублей.

Доходы федерального бюджета в 2021-м году предусмотрены в объеме 18,8 трлн. рублей, в 2022-м году — 20,6 трлн. рублей, в 2023-м году — 22,3 трлн. рублей. При этом расходы в течение трех лет, по прогнозам, будут выше: в 2021-м году они составят 21,52 трлн. рублей, в 2022-м году — 21,88 трлн. рублей, в 2023-м году — 23,67 трлн. рублей.

Таким образом, дефицит бюджета в 2021-м году сложится в размере 2,72 трлн. рублей, в 2022-м году — 1,28 трлн. рублей, в 2023-м году — 1,37 трлн. рублей.

По отношению к ВВП доходы бюджета сократятся с 16,7% ВВП в 2020-м году до 16,2% ВВП в 2021-м году, а затем будут постепенно расти до 16,6% в 2022-м году и до 16,8% в 2023-м году. В то же время расходы снизятся с 21,1% ВВП в 2020-м году до 18,6% в 2021-м году и 17,6% в 2022-м году, а в 2023-м году составят 17,8% ВВП.

Дефицит федерального бюджета ожидается на уровне 2,4% ВВП в 2021-м году, 1% ВВП — в 2022-м году и 1,1% ВВП — в 2023-м году.

Основными источниками финансирования дефицита будут государственные заимствования в объеме 2,94 трлн. рублей в 2021-м году, 1,87 трлн. рублей — в 2022-м году и 2,39 трлн. рублей — в 2023-м году.

Верхний предел государственного внутреннего долга на 1-е января 2022-го года установлен в рамзере 18,315 трлн. рублей, на 1-е января 2023-го года — 20,52 трлн. рублей, на 1-е января 2024-го года — 22,95 трлн. рублей. В свою очередь, верхний предел внешнего долга на 1-е января 2022-го года определен на уровне 72 млрд. долларов, на 1-е января 2023-го года — 73,2 млрд. долларов, на 1-е января 2024-го года — 73,6 млрд. долларов.

Объем Фонда национального благосостояния в 2021-м году составит 12,45 трлн. рублей (10,8% ВВП), в 2022-м году — 12,49 трлн. рублей (10,1% ВВП), в 2023-м году — 12,64 трлн. рублей (9,5% ВВП).

Государственные программы

В законопроект о бюджете заложено 50 государственных программ.

Так, по программе «Развитие здравоохранения» в 2021-м году предусмотрено выделение 965,1 млрд. рублей, на «Развитие образования» — 383,8 млрд. рублей, на «Социальную поддержка граждан» — 2,004 трлн. рублей.

На программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в следующем году планируют направить 256,2 млрд. рублей, на программу «Социально-экономическое развитие Арктической зоны» — 3,4 млрд. рублей, на «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя» — 76,1 млрд. рублей, на реализацию программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» — 626 млрд. рублей.

В свою очередь, финансирование программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» в 2021-м году предусмотрено в объеме 468,1 млрд. рублей.

Предусматривается также выделение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ: в 2021-м году — 3,053 трлн. рублей, в 2022-м году — 2,832 трлн. рублей, в 2023-м году — 2,906 трлн. рублей, в том числе дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности по 718,3 млрд. рублей — в 2021-м и 2022-м годах, 731,2 млрд. рублей — в 2023-м году.

При этом в связи с ухудшением экономической ситуации и снижением доходов регионов Правительство дополнительно направит им 100 млрд. рублей для обеспечения сбалансированности бюджетов в 2021-м году.

Субсидии ОАО «РЖД»

В 2021-м году по решению Правительства дополнительные средства федерального бюджета в объеме до 7,5 млрд. рублей могут быть направлены на предоставление субсидий ОАО «Российские железные дороги» — на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта при перевозках пассажиров в пригородном сообщении.

ОАО «РЖД» также вправе использовать средства неиспользованных взносов в уставный капитал компании на реализацию проекта интеграции остановочных пунктов радиальных направлений Московского железнодорожного узла в Малое кольцо Московской железной дороги в размере до 460 млн. рублей — для реализации проекта «Строительство объектов железнодорожной инфраструктуры Киевского направления Московской железной дороги», в размере до 3,4 млрд. рублей — на реализацию проекта «Организация пригородно-городского пассажирского железнодорожного движения на участке «Подольск-Нахабино» (МЦД-2)».

Взносы в уставный капитал РЖД для реализации проектов развития железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла с учетом организации диаметральных маршрутов осуществляются по решениям Правительства в случае и в пределах поступления доходов федерального бюджета от предоставления субсидии из бюджета Москвы сверх предусмотренных объемов в размере до 26 млрд. рублей.