С 1 января для перевозчиков начнут действовать новые нормы труда и отдыха

30 декабря 2020 г.10:00

С 1 января начнут действовать новые нормы труда и отдыха водителей

ГУ МВД по Кемеровской области

С 1-го января 2021-го года начнут действовать новые нормы режима труда и отдыха для водителей, работающих на внутренних перевозках. Документ, который их вводит и тем самым заменяет прежний Приказ Министерства транспорта (№15 от 20.08.2004), опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации. Он, кстати, приводит в соответствие внутрироссийские и международные нормы, которые прежде почему-то между собой не совпадали.

Так, увеличивается время беспрерывного вождения, а вместе с ним и продолжительность специального перерыва.

Если сейчас водитель все еще может безостановочно управлять автомобилем не дольше 4 часов, после чего должен передохнуть не меньше 15 минут, а потом делать такие перерывы каждые 2 часа, то с 1-го января максимальное время беспрерывного движения составит 4,5 часа, а минимальное время специального перерыва — 45 минут. Его, правда, можно будет разделить на 15 и 30 минут.

Увеличится, кроме того, и продолжительность еженедельного отдыха — с 42 до 45 часов.

Таким образом, и в первом, и во втором случае нормы станут такими же, какие приняты для международных перевозок.

Остальные временные периоды, в принципе, остаются прежними: время управления автомобилем — 9 часов, которое не чаще двух раз за календарную неделю можно увеличить до 10 часов или продлить на 2 часа, для того чтобы доехать до стоянки или завершить рейс.

Единственное, в новом приказе вместо «времени управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены)» более четко оговаривается, что это — время управления автомобилем в течение периода, не превышающего 24 часов после завершения ежедневного или еженедельного отдыха и началом следующего ежедневного или еженедельного отдыха.

В свою очередь, продолжительность ежедневного отдыха (причем для всех случаев суммированного учета рабочего времени) составит не менее 11 часов. Его, кстати, как и прежде, можно будет не чаще трех раз сократить до 9 часов или разделить на части.

Правда, по новым нормам разделить можно будет на 3 часа и на 9 часов, а не так, как сейчас, чтобы одна из частей была не менее 8 часов. При этом про необходимость компенсации ежедневного отдыха в следующую неделю, если он был сокращен, в новом приказе ничего не сказано.

Суммарное максимальное время управления в течение одной календарной недели останется равным 56 часам, в течение двух недель подряд — 90 часам.

Что еще важно: по новым нормам из рабочего времени исключается время охраны груза (сейчас оно засчитывается как минимум на 30%) и время, в течение которого водитель, работающий в экипаже, не управляет автомобилем.

В последнем случае действующий еще два дня приказ обязует засчитывать это время в рабочее как минимум на 50%, а новый приказ, который вступит в силу с 1-го января, говорит обратное: «Время, в течение которого водитель находится во время движения автомобиля в составе экипажа и не управляет автомобилем, в рабочее время не включается». Однако за него должно быть выплачено дополнительное вознаграждение.

Стоит подчеркнуть, что все эти нормы касаются наемных водителей и индивидуальных предпринимателей, которые сами непосредственно работают за рулем.

Потому что есть еще временные нормы для водителей грузовиков, которые ни на кого не работают, не зарегистрированы в качестве ИП и, по сути, перевозят грузы для собственных нужд. Они прописаны в Правилах дорожного движения. И когда их туда включили, в конце прошлого года, то сразу подогнали под международные нормы.

Тарифы на перевозки возрастут?

По оценкам транспортных компаний, новые нормы режима труда и отдыха (РТО) водителей могут поднять расценки на доставку грузов.

«Изменения в РТО в совокупности с планируемым повышением утилизационного сбора на 30% в начале 2021-го года могут привести к тому, что тарифы на грузоперевозки повысятся на 25-30%», — считает генеральный директор «Авто-ПЭК» Дмитрий Иевлев.

Не исключено, что с увеличением продолжительности еженедельного отдыха компаниям придется нанимать больше водителей или отправлять в рейс сразу два водителя. «А зарплата вторых водителей — это рост тарифов не менее чем на 15%», — объясняет представитель ПЭК.

При этом, подчеркивает он, зарплата водителей, в принципе, является вторым по затратности фактором после расходов на топливо, если не считать стоимость лизинга автомобилей.