Правительство одобрило законопроект о налоговом маневре в нефтяной отрасли
21 июня 2018 г.21:31
Правительство одобрило законопроект о налоговом маневре в нефтяной отрасли. Об этом сообщил вице-премьер Дмитрий Козак на пресс-конференции по итогам заседания Кабинета министров, на котором рассматривался соответствующий законопроект, информирует ТАСС.
По его словам, дополнительные доходы бюджета составят «1,3-1,6 трлн. рублей в течение шести лет».
«Для того что демпфировать влияние этого маневра на внутренний рынок нефтепродуктов, предусмотрено предоставление отрицательного акциза тем компаниям, которые осуществляли модернизацию перерабатывающих производств и которые возьмут на себя обязательства в течение трех лет модернизировать производство, а также компаниям, которые попали под внешние ограничительные меры, принятые Соединенным Штатами и Европейским Союзом», — отметил Дмитрий Козак.
Также он сообщил, что фискальная нагрузка для топливно-энергетического комплекса (ТЭК) — введение на временной основе экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты — будет допускаться в случае форс-мажора, а именно — роста цен на мировом рынке более чем на 20% в течение одного квартала.
«Предусматривается возможность, если компенсации через отрицательный демпфирующий акциз [не работают], если мировые цены очень высокие и будет стимул для нефтяных компаний к повышению оптовых цен, введения на временной основе в случае форс-мажорных обстоятельств экспортных пошлин на нефтепродукты и на нефть», — сказал он.
Под форс-мажором текущий проект закона подразумевает более чем 20-процентный рост цен на бензин в течение одного квартала. Однако в целом эта планка является плавающей, заметил Дмитрий Козак.
Такой механизм позволит регулировать цены на топливо на внутреннем рынке.
«Важно закрепить на ближайшие шесть лет стабильные условия работы», — сказал Дмитрий Козак, комментируя законопроект о налоговом маневре. «Нам необходимо, чтобы государство так же, как и во всех других отраслях, было прозрачно, предсказуемо и мы бесконечно не меняли эти условия», — сказал он.
Форс-мажор
«У компаний есть кредиты под конкретные бизнес-планы, и в случае, если мы производим такие радикальные, неожиданные изменения, по этим кредитам возникают дефолты. Мы не можем просто этого допустить. Поэтому договорились зафиксировать в законодательстве не только эти условия, но и форс-мажор», — объяснил Дмитрий Козак намерение властей придерживаться выработанной линии в налогообложении нефтяной отрасли.
«Форс-мажор в законе — это резкое повышение мировых цен на нефть, которые не позволяют сдержать внутренние цены на нефтепродукты. Это единственное основание для того, чтобы мы изменили фискальную нагрузку. Никакие дополнительные потребности бюджета не являются основанием для изменения фискальных условий деятельности компаний», — заявил он.
Механизм экспортной пошлины при любых обстоятельствах будет гибким, он будет обсуждаться с участниками отрасли и вводиться только на временной основе, пообещал вице-премьер.
Министр энергетики Александр Новак, в свою очередь, заявил, что введение пошлин — это право, но не обязательство Правительства: «Мы будем исходить из ситуации на рынках», — заключил он.
Весной власти были вынуждены прибегнуть к экстренным мерам для сдерживания быстро увеличивавшихся внутренних цен на топливо. Снизив с 1-го июня акцизы на бензин и отказавшись от планового повышения акцизов с июля, Правительство также договорилось с нефтекомпаниями о «заморозке» цен на топливо и росте поставок на внутренний рынок и пригрозило в случае нового подорожания бензина повысить экспортную пошлину на нефтепродукты.
В начале июня Московская топливная ассоциация сообщила, что бензин в Москве стал, наконец, дешеветь впервые с конца марта, а Минэнерго и ФАС заявили о стабилизации.
Экспортные пошлины и повышение НДПИ
Вице-премьер уточнил, что Кабмин сможет повышать экспортные пошлины на нефтепродукты при таком росте мировых цен на нефть, при котором не сработает отрицательный акциз. Он добавил, что Правительство пока не видит оснований для повышения экспортной пошлины, хотя оставит за собой такое право.
«Можно привести пример сегодняшней ситуации: несмотря на то, что продолжает действовать диспаритет экспортных и внутренних цен, договоренности, достигнутые с нефтяными компаниями, выполняются, хотя у Правительства в ближайшее время появится право повышения экспортной пошлины, но оснований исходя из ситуации на рынке сегодня для применения этого механизма нет. Но наличие такой угрозы стимулирует к тому, чтобы нефтяные компании выдерживали этот паритет», — сказал Дмитрий Козак.
По его словам, повышение НДПИ сохраняется до 2021-го года. «После 2021-го года законом этот вопрос не регулируется, не продлевается дальше 2021-го года», — уточнил вице-премьер.
Он уточнил, что пониженные ставки акцизов на бензин и дизельное топливо будут действовать до 31-го декабря. «Снижение акцизов, которое мы предусмотрели в качестве реакции на ситуацию на рынке нефтепродуктов, действует до 31-го декабря 2018-го года», — сказал он.
Квоты на поставки нефти на внутренний рынок
Вице-премьер также сообщил, что Правительство пока не приняло положительного решения по квотам на поставки нефти для обеспечения внутреннего рынка.
«Был вопрос (на совещании у Президента РФ с членами Правительства 20-го июня — прим.), рассматривалось ли в Правительстве предложение ввести обязанность для нефтяных компаний поставлять на внутренний рынок по определенным квотам. Рассматривалось, обсуждалось. Но в настоящее время положительного решения по этому предложению не принято», — сказал он.
Президент России Владимир Путин на совещании с членами Правительства рассказал о предложении обязать нефтяные компании поставлять определенный объем добываемой нефти на российские НПЗ с последующей гарантированной продажей топлива на внутреннем рынке.
Дмитрий Козак отметил, что административное регулирование рынка нефти и нефтепродуктов является чрезвычайно сложным, имеются «огромные возможности» обхода механизмов администрирования. «Поэтому пришли к выводу, что те экономические инструменты, которые предусмотрены в настоящее время в качестве реакции на ту ситуацию, которая сложилась (рост цен на топливо на внутреннем рынке — прим.), и в рамках завершения налогового маневра, — они достаточны для того, чтобы правительство могло оперативно реагировать на складывающуюся ситуацию», — пояснил вице-премьер.
Законопроект о налоговом маневре также никаких обязательств для нефтяных компаний по поставкам на внутренний рынок не предусматривает. «Этим законопроектом это не вводится. Это договоренность, которая касается текущего года с нефтяными компаниями. Они должны направлять на внутренний рынок не менее 20%, и мы договорились о том, чтобы для целей биржевой торговли — не менее 10%», — сказал Дмитрий Козак.
Дифференциация отрицательного акциза
Дмитрий Козак отметил, что дифференциация отрицательного акциза в зависимости от удаленности НПЗ находится в проработке. «Что касается дифференциации отрицательного акциза в зависимости от дальности до внешних рынков сбыта — этот вопрос в проработке, окончательное решение не принято... Какие заводы получат повышающий коэффициент, а какие нет, еще решение не принято», — сказал вице-премьер.
Протокол заседания Правительства предусматривает коэффициент отрицательного акциза от 1 до 1,6. «География этого повышения пока не определена», — добавил Дмитрий Козак. Правительство планирует определиться с параметрами применения этого механизма дифференцированного отрицательного акциза ко второму чтению законопроекта в Госдуме, сказал он.
Законопроект о налоговом маневре в ТЭК может быть внесен в Госдуму в четверг, отметил вице-премьер.
Налоговый маневр
Одобренный Кабмином налоговый маневр в нефтяной отрасли продолжится шесть лет. Он подразумевает снижение экспортной пошлины на нефть параллельно с повышением налога на добычу полезных ископаемых. Кроме того, маневр предусматривает отрицательный акциз для производителей нефтепродуктов, выпускающих топливо высокого класса для внутреннего рынка, а также вводит дифференцирующий акциз для НПЗ, который в зависимости от конъюнктуры на мировом нефтяном рынке может быть как положительным, так и отрицательным.