Россия, Казахстан и Китай обсудят грузовые перевозки по Иртышу
27 марта 2025 г.16:37

commons.wikimedia.org
Представители России, Казахстана и Китая планируют в ближайшее время обсудить развитие грузовых перевозок по реке Иртыш. Об этом ТАСС сообщил заместитель главы администрации Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей Константин Жулин. Такой шаг, во-первых, позволит снизить стоимость доставки товаров, а во-вторых, частично разгрузить автомобильные и железные дороги, тем более что пропускная способность последних сейчас довольно серьезно ограничена и они периодически не справляются с потоком грузов.
Напомним: в ноябре прошлого года руководитель «Росморречфлота» Андрей Тарасенко рассказал, что Агентство рассматривает возможность доставки грузов в Китай и Турцию по реке Иртыш, которая соединяет весь Обь-Иртышский бассейн и Северный Ледовитый океан с Казахстаном.
При этом глава российского ведомства подчеркивал, что в советское время Иртыш активно использовался для перевозки грузов, а по оценке Министерства транспорта Казахстана, потенциальный грузовой объем на реке может достигать 2,5 млн. тонн в год.
«В ближайшее время на территории Республики Казахстан запланирована совместная встреча между российскими коллегами, коллегами из Республики Казахстан, из КНР именно для обсуждения этой проблемы: что и как мы повезем по Иртышу — чтобы все это устраивало представителей всех стран, чтобы создать какую-то единую концепцию и двигаться в этом направлении», — сообщил Константин Жулин, уточнив, что дата встречи пока еще согласовывается.
Он напомнил, что реализация проекта «Единая река – единый путь» позволит доставлять грузы по Иртышу из России в Казахстан и далее в Китай.
«Перевозка по реке [выходит] намного дешевле, чем на автомобильном транспорте. Кроме того, это позволяет сохранить дороги и разгрузить автотрассы и железнодорожные дороги, которые в настоящее время существенно загружены, [из-за чего] порой наблюдаются перебои с доставками грузов», — пояснил представитель Обь-Иртышского бассейна.
По его словам, у российской стороны есть понимание, где будут происходить отгрузки, каким флотом и какие грузы будут отправляться, а Казахстан и Китай этот вопрос еще прорабатывают.
Так, в частности, по словам Константина Жулина, в Омской области на базе одного из перегрузочных судоходных предприятий планируют создать мультимодальный логистический комплекс, который будет распределять потоки грузов по реке Иртыш, железной дороге и автомобильным трассам.
«Омск в свое время был большим транспортным узлом, сохранилось много таких перегрузочных комплексов, которые имеют всю необходимую инфраструктуру», — подытожил представитель Обь-Иртышского бассейна.
Стоит добавить, что в России сейчас в принципе рассчитывают переориентировать часть грузовых потоков на речной транспорт, чтобы разгрузить железные дороги, пропускная способность которых существенно ограничена. С этой целью, например, к 2027-му году планируют открыть не менее шести мультимодальных логистических речных центров — в Омске, в Амурской области, Перми, Саратове, Самаре и Дмитрове.