Грузы в Китай и Турцию будут доставлять по реке Иртыш
20 ноября 2024 г.17:47
commons.wikimedia.org
Федеральное агентство морского и речного транспорта («Росморречфлот») планирует развивать перевозки грузов в Китай и Турцию через Иртыш, который соединяет весь Обь-Иртышский бассейн и Северный Ледовитый океан с Казахстаном. Об этом, как отмечает ТАСС, рассказал руководитель ведомства Андрей Тарасенко в ходе «Транспортной недели». Он уточнил, что для реализации проекта будет создан крупный мультимодальный хаб в Омске. Переориентация на речной транспорт главным образом позволит частично снять нагрузку с железных дорог, которые не справляются с возрастающим потоком грузов.
«Этот логистический путь выводит к Южному пути (Новому шелковому пути – прим.), который делает сегодня Китай. Он идет дальше на запад, до порта Актау на Каспии, и сейчас они смотрят, где еще ответвления сделать. Мы сегодня ведем переговоры с Китаем, Китай двумя руками за такое перемещение грузов, потому что у него тогда появляется выход [через Иртыш и Обь] в Северный Ледовитый океан», — рассказал Андрей Тарасенко.
Он отметил, что возможность использования речного маршрута для доставки за рубеж продукции лесопромышленного комплекса уже рассматривает Архангельская область, которая имеет выход к Северному морскому пути, а оттуда — в бассейн Иртыша.
«Там (в Архангельской области – прим.) сегодня с логистикой очень тяжело. И они единственный путь сегодня видят через хаб в Омске, чтобы потом переправить груз в Турцию и так далее через Казахстан», — пояснил руководитель «Росморречфлота».
Хаб в Омске
Андрей Тарасенко напомнил, что Иртыш активно использовался для перевозки грузов в советское время. «Но в связи с тем, что все кинулись на железную дорогу, реку забыли и потеряли. И теперь мы ее восстанавливаем с помощью губернатора [Омской области Виталия Хоценко], — отметил глава Агентства. — Омск мы посмотрели, он готов. Здесь [будет] отличнейший хаб c системой накопления и перемещения всего этого груза».
В свою очередь, Виталий Хоценко подчеркнул, что в Омске, который расположен в самом центре страны, пересекаются Транссибирская магистраль и федеральные трассы, ведущие на Дальний Восток и Казахстан, а к 2028-му году в регионе планируют построить новый аэропорт «Омск-Федоровка», который будет принимать все типы современных средне- и дальнемагистральных самолетов.
«Это логистический потенциал, который мы еще не до конца раскрыли», — не сомневается губернатор Омской области.
По его словам, на данный момент по Иртышу доставляется только около 400 тыс. тонн грузов, тогда как при СССР грузовой поток превышал 10 млн. тонн в обоих направлениях. «Иртыш — это трансграничная река, которая протекает по территории трех государств (России, Китая и Казахстана – прим.). Причем она выходит … на Северный морской путь», — указал Виталий Хоценко.
Внутрироссийская логистика
Как подчеркнул Андрей Тарасенко, помимо международных перевозок, Иртыш также позволит связать все регионы Обь-Иртышского бассейна, включая Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, Омскую, Новосибирскую и Тюменскую области.
«Это самые промышленные районы, все эти заводы, которые требуют сегодня крупного габарита. А его провести можно только по реке», — уверен глава «Росморречфлота».
При этом стоит отметить, что для развития судоходства в России планируют использовать и другие крупные реки, чтобы таким образом снять часть нагрузки с железнодорожных магистралей, которые не справляются с возросшим потоком.
Так, в частности, к 2027-му году в стране рассчитывают создать не менее шести мультимодальных логистических центров — в Омске, в Амурской области, Перми, Саратове, Самаре и Дмитрове.