Россия и Китай планируют увеличить длину контейнерных поездов

15 декабря 2017 г.13:59

На совещании российско-китайской смешанной пограничной железнодорожной комиссии, прошедшем в Хабаровске, обсудили инструменты для оптимизации трансграничных перевозок. В работе комиссии участвовали руководители Забайкальской, Дальневосточной и Харбинской дорог.

Как отметили участники совещания, в 2017-м году продолжался рост внешнеторгового трафика между соседними странами. По итогам третьего квартала перевозки через погранпереходы Забайкальск-Маньчжурия и Гродеково-Суйфэньхэ составили 19,4 млн. тонн, что на 18,8% больше, чем годом ранее. Хотя в грузообороте пунктов пропуска преобладает российский экспорт (из России в Китай было отправлено 17,9 млн. тонн), растет также импорт и транзит. В частности, объем транзитных перевозок из КНР через переход Гродеково-Суйфэньхэ по сравнению с прошлогодним периодом вырос в 4,7 раза до 81,7 тыс. тонн.

«Конечно, пока сказывается низкая база, но цифра все же существенная», — отметил заместитель начальника департамента зарубежных проектов и международного сотрудничества ОАО «РЖД» Алексей Астафьев.

Если же говорить о номенклатурах грузов, то наиболее динамично развиваются контейнерные перевозки. В январе-сентябре через пункты пропуска Забайкальск-Маньчжурия и Гродеково-Суйфэньхэ перевезено 129,3 тыс. TEU – это почти вдвое превышает уровень 2016-го года. Причем увеличение наблюдается не только из Китая (отправлено 91,1 тыс. TEU), но и в обратном направлении: перевозки из России выросли в 2,5 раза до 38,2 тыс. TEU. «У контейнерных маршрутов из Китая сегодня есть обратная загрузка. Этому способствуют перевозки продовольствия», — говорит Алексей Астафьев.

Предполагается, что тенденция роста сохранится и дальше. Как сообщил начальник Харбинской железной дороги Ван Цзиньси, к настоящему времени в Харбине создан контейнерный терминал мощностью переработки 5,2 млн тонн. в год. В него вложено 778 млн. юаней (примерно 7 млрд. рублей). Чтобы стабильно осваивать перспективный грузопоток, китайская сторона предложила ввести унифицированную длину поездов, увеличив ее до 65 условных вагонов. «Если на такой основе осуществлять перевозки, это повысит эффективность нашей работы», — сказал Ван Цзиньси.

«Это важно, составность передаваемых через пункты пропуска поездов разная, — соглашается Алексей Астафьев. — Их затем приходится дополнительно собирать до полновесного состава. Если будет унифицирована длина контейнерных поездов, это скажется на дальнейшем росте перевозок».

Еще один актуальный вопрос — внедрение электронного обмена данными с китайскими коллегами. В настоящее время идет разработка специальной платформы, позволяющей передавать по цифровым каналам связи перевозочные документы, оформленные в Китае, в ЭТРАН и обратно. В ближайшее время планируется ввести новую технологию в опытную эксплуатацию. «Это будет серьезный качественный скачек для трансграничных перевозок», — резюмировал Алексей Астафьев.

Справка

Перевозки внешнеторговых грузов через погранпереход Забайкальск-Маньчжурия за 9 месяцев составили 11,9 млн. тонн, из них на экспорт пришлось 10,5 млн. (рост к прошлогоднему периоду составил 10%). Через пограничный переход Гродеково-Суйфэньхэ перевезено 7,5 млн. тонн, в том числе в экспортном направлении — 7,4 млн. (+27,6%). Из номенклатур растут перевозки контейнеров, угля, железной руды, химических и лесных грузов.

Gudok.ru