Развитию беспилотного транспорта в РФ мешает отсутствие законодательной базы

17 мая 2018 г.13:31

Развитию беспилотного транспорта в РФ мешает отсутствие законодательной базы

Развитию отрасли беспилотных транспортных средств в России мешает отсутствие правовой базы и инфраструктуры для тестирования. Об этом, как сообщает ТАСС, в среду, 16-го мая, говорили эксперты сессии «Беспилотный транспорт в России: необходимое регулирование для обеспечения технологического лидерства» в рамках VIII Петербургского международного юридического форума.

«Мы должны решить большое количество юридических и правовых вопросов: кто будет нести гражданско-правовую ответственность, будет ли введена уголовная ответственность и кто ее будет нести — оператор или производитель беспилотного транспортного средства. Пока ответов на эти вопросы нет не только в России, но и в большинстве других стран мира», — сказал директор департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Министерства промышленности и торговли РФ Денис Пак.

По его словам, необходима разработка и переработка нормативной базы для сферы беспилотных транспортных средств. Работа в этом направлении ведется вместе с Национальной технологической инициативой «Автонет», уже разработана дорожная карта.

По мнению заместителя руководителя Росстандарта Алексея Кулешова, в России нет ни одного нормативно-правового акта, содержащего определение, что считать беспилотным автомобилем. «Также нет понятия, как испытывать эти автомобили, как выпускать на дороги общего пользования, как проводить сертификацию и др. Эти вопросы все не отрегулированы, и существует нормативный вакуум», — пояснил он.

Инфраструктура для беспилотников

Эксперты также обратили внимание на отсутствие в стране мест для тестов и поездок на беспилотных автомобилях. По словам Дениса Пака, в России нет полноценного оборудованного полигона для таких машин. «Есть определенные элементы, определенные площадки, в том числе полигон научного центра «НАМИ». Мы приглашаем все компании, которые имеют свои проекты, сотрудничать и использовать ту площадку, которая сейчас создается», — отметил он.

Заместитель гендиректора по стратегическому развитию «НАМИ» Алексей Гогенко рассказал, что многие разработчики спешат сразу вывести беспилотные автомобили на дорогу и продемонстрировать их возможности, но это небезопасно. Поэтому необходимо проводить испытания на закрытых площадках.

Еще один специальный тестовый полигон для испытаний существует в иннограде «Сколково». Председатель правления фонда Игорь Дроздов рассказал, что у «Сколково» уже есть и собственные разработки в этом направлении. «Открою небольшой секрет, мы с проектом «Матрешка» группы компании «Волгобас» хотим осенью реализовать и создать даже в нынешних условиях беспилотный маршрут от парковки к жилым кварталам», — сказал он.

Зарубежный опыт

Многие страны мира уже пошли по пути совершенствования законодательства для использования беспилотников. Так, в Германии в июне 2017-го года был принят закон о высокоавтоматизированном автомобильном транспорте. «Они увеличили ответственность в два раза, обязали установить «черный ящик» в машинах и разрешили водителям отвлекаться от вождения. В течение 3-5 секунд водитель должен взять управление в свои руки, если система этого потребует», — сказал руководитель исследовательского центра проблем регулирования робототехники и искусственного интеллекта АНО «Робоправо» Андрей Незнамов.

В Швеции в 2015-м году, по его словам, началось исследование законодательства для приведения его к внедрению беспилотных транспортных средств. «Они пришли к выводу, что Венская конвенция о дорожном движении не препятствуют их тестированию, что обязательно необходимо решить вопрос с ответственностью и др. На основе исследования в 2017-м году был принят закон о тестировании беспилотных автомобилей, в том числе без водителей. Вся конкретика — как и где тестировать, какой страховой [взнос] нужен — вынесена на уровень подзаконных актов», — пояснил он.

По словам Андрея Незнамова, на общих основаниях тестировать автомобили-беспилотники практически нигде не разрешается, кроме нескольких штатов США. Все страны, которые имеют и хотят видеть такой транспорт на дорогах, приняли разрешающий тестирование автомобилей закон. Он считает, что в России на уровне федеральных законов необходимо определить категорию высокоавтоматизированного транспорта и обозначить его возможность тестирования.

«Позже можно принимать закон об использовании высокоавтоматизированных машин, в том числе беспилотных, на дорогах общего пользования», — добавил Андрей Незнамов.

О форуме

Международный юридический форум был учрежден в 2011-м году, он проводится при поддержке Министерства юстиции РФ и Президента России. В нем участвуют политики, экономисты, представители бизнеса, крупнейших юридических компаний, члены арбитражных, конституционных, уголовных и гражданских судов, деятели культуры.

VIII Международный юридический форум, который проходит в Санкт-Петербурге с 15-го по 19-е мая, посвящен будущему профессии юриста.